§ 4. Коллективный договор

§ 4. Коллективный договор
Наряду со статьями ТК РФ, приведенными выше, еще ряд его статей регламентирует правила заключения коллективного договора. К ним относятся:
- ст. 40 "Коллективный договор";
- ст. 41 "Содержание и структура коллективного договора";
- ст. 42 "Порядок разработки проекта коллективного договора";
- ст. 43 "Действие коллективного договора";
- ст. 44 "Изменение и дополнение коллективного договора";
- ст. 50 "Регистрация коллективного договора, соглашения";
- ст. 51 "Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения".
Содержание этих статей, за исключением ст. 42, изложено подробно и, по нашему мнению, в контексте настоящей главы не требует каких-либо комментариев. Иное дело ст. 42, согласно которой порядок разработки коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Подробнее

§ 3. Соглашение

§ 3. Соглашение
Отношения, связанные с действием соглашения, регламентируются, в том числе, ст. 45-51 ТК РФ:
- ст. 45 "Соглашение. Виды соглашений";
- ст. 46 "Содержание и структура соглашения";
- ст. 47 "Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения";
- ст. 48 "Действие соглашения";
- ст. 49 "Изменение и дополнение соглашения";
- ст. 50 "Регистрация коллективного договора, соглашения";

Подробнее

Глава III. Социальное партнерство. Роль и значение соглашений и коллективных договоров в регулировании трудовых отношений народного предприятия с работниками

Порядок ведения коллективных переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров
Порядок ведения коллективных переговоров при заключении соглашений и коллективных договоров регламентируется ст. 35, 36, 37 и 38 ТК РФ.
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения, организации контроля за их выполнением, а также обеспечения регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства по решению сторон создаются на равноправной основе комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Подробнее

Глава II. Роль профсоюзной организации в представлении и защите трудовых прав работников народного предприятия

Глава II. Роль профсоюзной организации в представлении и защите трудовых прав работников народного предприятия
Для работников народного предприятия, независимо от того, являются ли они его акционерами, или не являются, заработная плата и иные материальные блага, получаемые в виде вознаграждения за труд, являются практически единственным источником их жизненных средств.
На народном предприятии, также как в организациях других организационно-правовых форм, размер заработной платы, иных материальных благ, получаемых работниками, в решающей степени зависит от способности первичной профсоюзной организации в лице ее профсоюзного комитета достойно представлять интересы работников перед администрацией предприятия.
Задача профсоюзного комитета по выработке тактики действий по защите интересов работников усложняется тем обстоятельством, что каждый работник-акционер народного предприятия находится в двойственном положении. С одной стороны - он собственник акций народного предприятия. В этом качестве он отстаивает свои интересы, как и другие акционеры, участвуя в работе общего собрания акционеров.

Подробнее

Раздел II. Регулирование трудовых отношений акционерного общества работников (народного предприятия) с работниками

Глава I. Общие положения о регулировании трудовых отношений народного предприятия с работниками
1. Трудовые отношения народного предприятия с наемными работниками возникают на основе заключения ими трудового договора в письменной форме.
2. Трудовые отношения народного предприятия с наемными работниками регулируются трудовым законодательством, иными законодательными и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями, коллективным договором, который заключает с ними Генеральный директор общества.
3. Предметом коллективного договора являются преимущественно дополнительные по сравнению с законодательными и иными нормативными актами положения об условиях труда и его оплаты, социально-бытовом обслуживании работников, предоставляемых им гарантиях и льготах.
4. Коллективный договор между народным предприятием и его работниками заключается на основе согласования взаимных интересов сторон в рамках социального партнерства. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

Подробнее

Комментарий к статье 15

Комментарий к статье 15
1) Как следует из текста п. 1 ст. 15, проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия проводится:
- по итогам работы народного предприятия за отчетный финансовый год. Заключение контрольной комиссии по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности народного предприятия за отчетный финансовый год представляется годовому общему собрания акционеров;
- по решению контрольной комиссии, принятому по ее инициативе;
- по решению общего собрания акционеров;
- по решению наблюдательного совета;
- по требованию не менее 10 процентов акционеров;
- по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 10 процентов акций народного предприятия.
Согласно п. 4 ст. 15 контрольная комиссия вправе знакомиться с документами, касающимися всех сторон деятельности народного предприятия, а также получить необходимые пояснения в устной и письменной форме.

Подробнее

Комментарий к статье 14

Комментарий к статье 14
1) Как следует из текста п. 1 ст. 14, ревизионная (контрольная) комиссия*(13) наряду с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия осуществляет контроль за соблюдением прав акционеров и выполнением (соблюдением) правил внутреннего трудового распорядка. Что касается осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия, то он регламентируется ст. 15 настоящего Закона.
Состав прав акционеров народного предприятия регламентируется Законом об акционерных обществах с учетом тех изменений, которые внесены в эти права Законом о народных предприятиях. Особенности прав акционеров народных предприятий приводятся в ряде рассмотренных в настоящей работе статье указанного Закона: статьях 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11.
Права акционеров интересуют не только членов контрольной комиссии, но и самих акционеров, а также руководящих работников и специалистов народного предприятия. Изложение прав акционеров требует обращения ко многим статьям этих законов. В обобщенном виде эти права излагаются в статье "Права акционеров" Макета устава народного предприятия, прилагаемого к настоящей работе.

Подробнее

Комментарий к статье 13

Комментарий к статье 13
1) Текст п. 1 и 2 ст. 13 повторяют аналогичные тексты ст. 69 "Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)" Закона об акционерных обществах. Согласно п. 3 ст. 13 генеральный директор народного предприятия избирается решением общего собрания акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не более чем на 5 лет, и может избираться неограниченное число раз. Пунктом 4 ст. 13 установлены ограничения на размер заработной платы генерального директора народного предприятия.
В связи с текстом ст. 13 возникает вопрос: что "иное" внес этот текст в правила Закона об акционерных обществах о закрытых акционерных обществах в части определения правового положения генерального директора народного предприятия?

Подробнее

Комментарий к статье 12

Комментарий к статье 12
1) В пункте 1 статьи 12 определяются границы полномочий наблюдательного совета народного предприятия. Он осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия и может принимать решения по всем вопросам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, а также вопросов, отнесенных настоящим Законом и уставом народного предприятия к компетенции генерального директора народного предприятия.
Однако из текста п. 2 ст. 12 не следует, что наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия: он принимает решения по строго определенному кругу вопросов, часть которых, к тому же, может быть передана решением общего собрания акционеров генеральному директору народного предприятия или его контрольной комиссии (п. 3 ст. 12).

Подробнее

Комментарий к статье 11

Комментарий к статье 11
Напомним читателям, что согласно ст. 47 Закона об акционерных обществах общее собрание акционеров является высшим органом управления общества. Внеочередными являются те собрания, которые проводятся помимо годового общего собрания акционеров.
Порядок принятия решения о проведении внеочередного общего собрания акционеров народного предприятия и его повестки дня определен ст. 11 Закона о народных предприятиях.
Согласно п. 1 статьи 11 внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению наблюдательного совета:
- по его инициативе;
- по требованию контрольной комиссии;

Подробнее