Комментарий к статье 10

Комментарий к статье 10
1) Приведенный в п. 1 ст. 10 перечень полномочий общего собрания акционеров народного предприятия представляется нам неполным: из этого перечня не следует, что собрание избирает членов ревизионной комиссии; утверждает аудитора; принимает решение о распределении прибыли и убытков по результатам финансового года; определяет порядок ведения общего собрания; образует его счетную комиссию; принимает решения по поводу совершения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность; определяет форму сообщения акционерам материалов (информации) к повестке дня общего собрания акционеров; принимает решения об участии народного предприятия в финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций.
Мы обращаем внимание читателей на это обстоятельство потому, что согласно статье 48 "Компетенция общего собрания акционеров" Закона об акционерных обществах решение указанных выше вопросов относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Обойтись без решения этих вопросов нельзя, само собрание или органы управления народного предприятия неизбежно будут их решать. Поэтому, по нашему мнению, целесообразно отнести решение указанных вопросов к компетенции общего собрания акционеров, отразив это в уставе народного предприятия.

Подробнее

Комментарий к статье 9

Комментарий к статье 9
Содержание текста ст. 9 сводится к следующему.
1. Среднесписочная численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека (п. 1 ст. 9).
Можно полагать, что такая минимальная среднесписочная численность работников установлена для того, чтобы на народное предприятие не распространялась норма ст. 7 Закона об акционерных обществах, согласно которой число акционеров закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти. Если бы комментируемой ст. 9 была установлена минимальная среднесписочная численность работников народного предприятия 51 и более человек, то число его акционеров (работников-акционеров) стало бы меньше 50. В этом случае должна была вступить в действие норма п. 2 ст. 1 комментируемого Закона: к народным предприятиям применяются правила Федерального закона "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях.
2. Число работников, которые не являются акционерами народного предприятия (далее - работники-неакционеры), за отчетный финансовый год не должно превышать 10 процентов численности работников народного предприятия (п. 2 ст. 9).

Подробнее

Комментарий к статье 8

Комментарий к статье 8
Согласно пункту 1 статьи 8 акции народного предприятия, находящиеся на его балансе, полностью или частично могут быть проданы его работникам, а также физическим лицам, не являющимся его работникам, и (или) юридическим лицам. Количество продаваемых акций народного предприятия, цена, по которой они будут продаваться, условия и порядок их продажи утверждаются решением общего собрания акционеров, принятым не менее чем тремя четвертями голосов, присутствующих на общем собрании акционеров.
1. Условия и порядок продажи народным предприятиям акций, находящихся на его балансе, его работникам, физическим лицам, не являющимся его работниками, юридическим лицам должен отвечать, по нашему мнению, следующим требованиям:
- условия продажи акций должны закрепляться в гражданском договоре, заключаемым народным предприятием в установленном порядке с покупателем акций;
- акции размещаются путем подписки по заявкам потенциальных покупателей;

Подробнее

Комментарий к статье 7

Комментарий к статье 7
I. Выкупная стоимость акций народного предприятия
1) В части 1 п. 1 ст. 7 получило развитие положение п. 4 ст. 6 комментируемого Закона, согласно которому народное предприятие обязано выкупить у уволившегося работника-акционера, а уволившийся работник-акционер обязан продать народному предприятию принадлежащие ему акции народного предприятия по их выкупной стоимости в течение трех месяцев с даты увольнения. В связи с этим неизбежно, в чисто практических целях, возникает вопрос, - как определить выкупную стоимость одной акции народного предприятия, и какой орган народного предприятия уполномочен сделать это в порядке, установленном комментируемым Законом?
По нашему мнению, первоначально следует определить выкупную стоимость всех акций народного предприятия: ею является фиксируемая в балансах общая величина чистых активов народного предприятия, выраженная в денежной форме. Стоимость чистых активов делится на общее количество акций, размещенных народным предприятием, в результате чего получается выкупная стоимость одной акции.

Подробнее

Комментарий к статье 6

Комментарий к статье 6
Согласно части 1 и 2 пункта 1 статьи 6 один работник - акционер не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов его уставного капитала. При этом, максимальная доля акций народного предприятия, которой может, вправе, владеть один работник акционер, может быть уменьшена уставом народного предприятия. Та или иная из указанных выше максимальная доля акций народного предприятия обязательно должна быть отражена в его уставе.
По нашему мнению, норма, ограничивающая право работников - акционеров на владение акциями народного предприятия, введена для того, чтобы на нем не образовалась узкая группа лиц, преследующая свои узкогрупповые интересы, отличные от интересов основной массы работников - акционеров, обладающая большинством голосов на общем собрании акционеров, решающим образом влияющая на формирование состава органов управления народного предприятия. Говоря другими словами, такая норм введена для того, чтобы народное предприятие оставалось таковым, отражая интересы всех его работников, каждый из которых со временем становится акционером

Подробнее

Комментарий к статье 5

Комментарий к статье 5
1) Как следует из текста пункта 1 рецензируемой статьи, народное предприятие ежегодно с соблюдением ограничений установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, вправе увеличивать свой уставный капитал путем выпуска дополнительных акций*(11) на сумму не менее суммы чистой прибыли, фактически использованной на цели накопления за отчетный финансовый год. Народное предприятие самостоятельно решает, следует ли ему выпускать дополнительные акции с последующим увеличением его уставного капитала. Однако, приняв решение о выпуске дополнительных акций, народное предприятие вправе это сделать на сумму не менее суммы чистой прибыли, фактически использованной на цели накопления за отчетный финансовый год.
Такие условия увеличения уставного капитала гарантируют выпуск народным предприятием дополнительных акций, обеспеченных реальными вложениями части чистой прибыли в его производственные и финансовые активы. Рост реальных активов укрепляет экономическое положение народного предприятия, делает его положение устойчивым на рынке товаров и услуг. Кроме того, акции народного предприятия, имеющие материальное обеспечение, при прочих равных условиях не подвержены обесцениванию.

Подробнее

Комментарий к статье 4

Комментарий к статье 4
I. Закон об акционерных обществах, об уставном капитале общества
Акционерное общество относится к числу юридических лиц, имеющих уставный капитал. Согласно пункту 1 статьи 99 ГК РФ, уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, определенного Законом об акционерных обществах. Что же касается состава и порядка формирования уставного капитала, то они регламентируются статьями 25-30 Закона об акционерных обществах. Определяя минимальный размер имущества акционерного общества, уставный капитал, исчисляемый в стоимостном выражении, выполняет, кроме того, еще, по крайней мере, две функции. Вторая функция заключается в обеспечении стартового капитала для начала и материальной базы для последующей коммерческой деятельности общества. Третья функция состоит в установлении через него долевого участия каждого акционера в доходе и управлении акционерным обществом.

Подробнее

Комментарий к статье 3

Комментарий к статье 3
I. Договор о создании народного предприятия (пункты 1-3 статьи 3).
1. Согласно п. 5 ст. 9 "Учреждение общества" Закона об акционерных обществах учредители закрытого акционерного общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий:
- порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества;
- размер уставного капитала общества;
- категории и типы акций, подлежащие размещению среди его учредителей, порядок их оплаты;
- права и обязанности учредителей по созданию общества.
Договор о создании общества не является учредительным документом общества.
В связи с приведенным выше текстом отметим, что в нем речь идет о заключении договора между учредителями общества, когда оно создается впервые, но не о преобразовании какого-либо юридического лица в акционерное общество. Поэтому не все положения этого текста могут быть повторены в договоре о создании народного предприятия путем преобразования какой-либо коммерческой организации. Положения договора о создании народного предприятия должны быть разработаны с учетом положений Закона о народных предприятиях.

Подробнее

Комментарий к статье 2

Комментарий к статье 2
1) Как следует из текста п. 1 ст. 2:
1. Народное предприятие может быть создано лишь путем преобразования коммерческой организации. Преобразование юридического лица является одной из форм его реорганизации. Оно может быть осуществлено по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченным на то его учредительными документами. Юридическое лицо считается преобразованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (ст. 57 Гражданского кодекса РФ)*(4). Таким образом при преобразовании юридическое лицо прекращает свое существование и на его базе возникает новое юридическое лицо. В данном случае - народное предприятие.
Согласно ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида (например акционерного общества) в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу (в данном случае народному предприятию) переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, назначение которого определено ст. 59 ГК РФ.

Подробнее

Раздел I. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" Комментарий к статье 1

 

Комментарий к статье 1
I. Как следует из текста ст. 1, настоящий Федеральный закон:
1. Определяет особенности:
- создания народных предприятий;
- их правового положения;
- прав и обязанностей акционеров.
2. Содержит гарантии, обеспечивающие защиту прав и законных интересов акционеров народных предприятий.
3. Вносит коррективы в определенное Законом об акционерных обществах правовое положение закрытого акционерного общества, определяя тем самым правовое положение народного предприятия. Народное предприятие - это закрытое акционерное общество, но с определенными, характерными только для народного предприятия, особенностями, отличающими его от обыкновенного закрытого акционерного общества.

 

Подробнее