Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства.

9. Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства. На депутатов Государственной Думы - членов Правительства не распространяются положения настоящей Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей.
Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.
В развитие принципа разделения властей ч. 3 ст. 97 Конституции устанавливает, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, из чего в том числе следует, что они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Комментируемый же пункт "Заключительных и переходных положений" предусмотрел исключение из указанного требования, установив, что депутат Госдумы первого созыва может одновременно быть членом Правительства.

Подробнее

Совет Федерации на свое первое заседание собирается на 30-й день после избрания

8. Совет Федерации на свое первое заседание собирается на 30-й день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент.
Установленное в данном пункте правило логически обусловлено положением предшествующего пункта, предусмотревшего, что Совет Федерации первого созыва, как и Государственная Дума, избираются сроком на два года. Следовательно, речь шла не о постепенном обновлении его состава, как это вытекало из ч. 2 ст. 95 Конституции, в ее интерпретации одноименными Федеральными законами "О порядке формирования Совета Федерации" от 5 февраля 1995 г. и 5 августа 2000 г., а об избрании членов Совета Федерации первого созыва населением соответствующих субъектов РФ. В связи с этим комментируемый пункт воспроизвел правило ч. 2 ст. 99 Конституции, согласно которому Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избирания.

Подробнее

Согласно п. 7 раздела второго Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года

7. Согласно п. 7 раздела второго Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года. Избрание первого состава Совета Федерации путем прямых выборов, явившееся исключением из установленного Конституцией принципа представительства в этой палате субъектов РФ - "по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти" (ч. 2 ст. 95), было обусловлено невозможностью реализовать в тот период указанный принцип, поскольку органы народного представительства в субъектах РФ были распущены указами Президента.

Подробнее

Пункт 6 комментируемого раздела установил, что впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.

6. Пункт 6 комментируемого раздела установил, что впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.
До приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Подробнее

. Пункт 5 комментируемого раздела обеспечил преемственность и непрерывность судебной власти и сохранение персонального состава ее носителей.

. Пункт 5 комментируемого раздела обеспечил преемственность и непрерывность судебной власти и сохранение персонального состава ее носителей. В частности, суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией. Как видим, речь идет не только о федеральных судах, но и "судах в Российской Федерации", с одной стороны, и устанавливается, что легитимирующей основой организации и деятельности любых судов является Конституция - с другой. Отсюда в том числе следует, что даже конституционные (уставные) суды субъектов РФ, создававшиеся для защиты конституционного строя соответствующих субъектов, основывают свою деятельность не только на учредительных актах субъектов, но и на Конституции.

Подробнее

4. Согласно п. 4 комментируемого раздела Совет Министров - Правительство РФ со дня вступления в силу Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства РФ, установленные Конституцией, и впредь именуется - Правительство РФ.

4. Согласно п. 4 комментируемого раздела Совет Министров - Правительство РФ со дня вступления в силу Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства РФ, установленные Конституцией, и впредь именуется - Правительство РФ.

Подробнее

3 раздела второго устанавливает, что Президент, избранный в соответствии с Конституцией, со дня вступления в силу Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

3. Пункт 3 раздела второго устанавливает, что Президент, избранный в соответствии с Конституцией, со дня вступления в силу Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.
Должность Президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР" в соответствии с результатами проведенного 17 марта 1991 г. референдума. 24 мая 1991 г. институт Президента РСФСР был включен в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. При этом ч. 2 ее ст. 121.2 установила, что Президент РСФСР избирается сроком на пять лет; одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.
12 июня 1991 г. всенародным голосованием был избран первый Президент РСФСР. Им стал Б.Н. Ельцин. С принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" и с внесением соответствующих изменений в Конституцию РСФСР Президент РСФСР стал именоваться Президентом Российской Федерации.

Подробнее

Согласно п. 2 комментируемого раздела законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ

2. Согласно п. 2 комментируемого раздела законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей.
Конституция любого государства является основой его правовой системы, поэтому ее новация не может не порождать коллизии между нею и принятым ранее законодательством. В связи с глубокими формационными преобразованиями, охватившими все сферы общественной и государственной жизни, указанная коллизия носила в Российской Федерации особенно острый характер.

Подробнее

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

1. В комментируемый раздел Конституции включены два вида нормативных положений - заключительные и переходные, существенно различающиеся как по назначению и обусловленному им содержанию, так и по срокам действия. Если назначение заключительных положений - определить порядок вступления в силу Конституции и, соответственно, прекращения действия прежнего Основного Закона, то смысл переходных положений заключается в том, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование федеральных органов государственной власти в переходный период. Во многом это было обусловлено тем, что Конституция, в отличие от конституций многих иных государств, была не записью итогов социального, экономического, политического, духовного и юридического развития общества, а моделью, которая существенно обновила организацию государства в целом, а также систему федеральных органов, их полномочия и взаимодействие между собой.

Подробнее

Статья 137

Статья 137
1. Комментируемая статья устанавливает особые случаи внесения изменений в ст. 65 Конституции. Внесение на основании комментируемой статьи изменений в перечень субъектов Федерации не носит характера конституционной поправки и потому не требует реализации процедуры, предусмотренной ст. 136 Конституции, которая в соответствии с толкованием, данным в Постановлении КС РФ от 31.10.1995 N 12-П, завершается принятием специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

Подробнее