Статья 46. Запрещение пропаганды и ограничение рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Статья 46. Запрещение пропаганды и ограничение рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
1. Под пропагандой понимается стимулирование спроса на товар (в данном случае на наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры) посредством распространения о них сведений в печатных средствах информации, на радио, телевидении, в интернет-изданиях и т.д. Они - тот источник информации, который способен донести до сознания простого обывателя всю остроту проблемы злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота и помочь убедиться в необходимости принятия конкретных государственных мер по стабилизации сложившейся ситуации. Имеется множество положительных примеров освещения в центральных и региональных средствах массовой информации проблем профилактики наркомании и приобщения молодежи к здоровому образу жизни.
Вместе с тем вызывают беспокойство опубликованные в ряде печатных изданий материалы, зачастую, на наш взгляд, не содержащие общественно значимую информацию, а, наоборот, повышающую интерес к наркотикам и их потреблению. Особенно "грешат" этим интернет-издания.
Свобода слова не может оставаться неограниченной, если она противоречит другим основополагающим ценностям и правилам, какими являются здоровье и генофонд нации. 24 мая 2000 г. Государственной Думой РФ был принят, а 07 июня 2000 г. одобрен Советом Федерации Федеральный закон "О внесении дополнения в ст. 4 Закона РФ N 2124-I от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации"". Дополнение было следующего содержания:
"Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами".
Настоящим Федеральным законом запрещается пропаганда наркотиков, т.е. деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, распространения и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях.
2. Некоторые политики, работники средств массовой информации и представители различных общественных движений выступают за легализацию так называемых "мягких" наркотических средств и психотропных веществ. "Конопляные марши", проводимые в некоторых зарубежных странах, всегда сопровождаются уверениями в "безопасности" потребления марихуаны, что является формой пропаганды этого наркотика. Такие акции пытаются провести и в РФ.
В природе нет "мягких" наркотиков. Медицинские исследования показывают, что наркотическая зависимость развивается только в одном направлении - в сторону количественного и качественного увеличения дозы потребляемых наркотических средств. Причем около 40% наркоманов начинали с потребления конопли. Однако сторонники легализации таких веществ даже пытаются показать их в выгодном свете перед "тяжелыми наркотиками".
Несмотря на отказ России от метадонового лечения наркоманов, продолжаются попытки пропаганды этого метода лечения. Данные действия можно отнести к косвенной пропаганде преимуществ такого наркотика как метадон.
Преградой любым наркотикам станет требование настоящего Федерального закона о запрете на пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а равно пропаганду использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья.
3. Распространение образцов является одним из видов рекламной деятельности. Потенциальным потребителям раздают его образцы в стандартной или уменьшенной упаковке. Так как оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров согласно настоящему ФЗ лицензирован и может осуществляться только в специализированных организациях, распространение образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.
4. Как видим, настоящим Федеральным законом в целях организации противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (веществ, используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ) запрещается пропаганда и ограничивается реклама в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 46 Закона) и предусматривается ответственность за нарушение данной нормы. Согласно ст. 6.13 КоАП РФ пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров влекут наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой;
на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой;
на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой.
Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
Объектом правонарушения является здоровье граждан, нравственность, общественный порядок.
Объективная сторона выражается в двух деяниях: пропаганде и рекламе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
Субъектами рассматриваемых противоправных деяний признаются граждане, должностные лица, юридические лица.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом, т.е. лицо осознает противоправность своих действий и желает их совершить.
В примечании к комментируемой статье указано, что не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
5. В случаях установления фактов повторного нарушения юридическим лицом норм по пропаганде и рекламе в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и непринятия мер, предписанных Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 г. N 648 "Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ", федеральным антимонопольным органом по собственной инициативе или по представлению уполномоченных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков деятельность указанного юридического лица может быть приостановлена или прекращена по решению суда.
6. Принятие лицензирующим органом решений о прекращении деятельности и об аннулировании лицензии осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и осуществляется в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ.
В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
В случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности.