Полномочия субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы

 Полномочия субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы
1. Дополнение комментируемого Закона данной статьей, по всей видимости, было осуществлено в целях "поддержки" изменений статьи 6 (введение в нее новых частей 2-5) Закона и свелось к формальному воспроизведению части текста ранее действовавшей статьи.
2. Получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории определенного субъекта Российской Федерации, субъектами Федерации в смысле данной статьи означает право органов, управомоченных на то субъектом Федерации, запрашивать и получать от любых федеральных органов любую информацию об объекте экспертизы своевременно, безвозмездно, в виде, подготовленном к использованию, при условии, что такого рода информация является соотносимой с процессом подготовки и принятия экспертного заключения в отношении объекта экологической экспертизы, находящегося на территории данного субъекта Российской Федерации, а также обязанность федеральных органов готовить и безвозмездно передавать находящуюся в их распоряжении информацию по запросам управомоченных органов субъекта Российской Федерации при условии, что эта информация относится к объекту экологической экспертизы, находящемуся на территории субъекта Российской Федерации, и может повлиять на заключение экологической экспертизы либо при ее отсутствии подготовка и принятие заключения невозможны.
При запросе, передаче и получении указанной информации ее режим, а равно ответственность за соблюдение государственной, коммерческой, банковской и иной тайны определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"*(18) государственную тайну составляют сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, защищаемые государством, раскрытие которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В ст. 5 того же Закона дается перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне.
Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"*(19) устанавливается перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, и указываются государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках своей компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.
В число органов, распоряжающихся соответствующими сведениями, включены Минприроды РФ (ныне - Госкомэкология РФ), Минатом РФ, Роскомнедра (ныне - Министерство природных ресурсов РФ), Росгидромет и другие ведомства - собственники информации о состоянии окружающей среды, экологической безопасности населения и территорий, воздействиях на окружающую среду.
В соответствии со статьей 139 ГК РФ коммерческую или служебную тайну составляет любая другая информация в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Не составляющие коммерческую или служебную тайну сведения определяются законом или иными нормативными актами. Информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами. Лица, незаконными методами получившие такого рода информацию, обязаны возместить причиненные убытки, равно как и разгласившие ее работники либо контрагенты.
Банковская тайна регламентируется статьей 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" и ст. 857 ГК РФ. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам только в случае и в порядке, установленных законом.
Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную, банковскую тайну (ст.ст. 183, 275, 283 УК РФ).
Получение и передача трансграничной информации об объектах экологической экспертизы либо информации, одновременно и обоснованно затрагивающей интересы двух или нескольких субъектов Российской Федерации, может осуществляться по требованию соответствующего федерального органа на основе совместного запроса, если это обусловлено возможностью экономии затрат на работу с информацией и не вступает в противоречие с целями законодательства об экологической экспертизе и интересами отдельных субъектов Российской Федерации.
3. Делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов, реализация которых предполагается на территории определенного субъекта Российской Федерации и возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории иного (иных) субъектов осуществляется с учетом пункта 14 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы и иных предписаний, определяющих полномочия субъектов Российской Федерации, цели, содержание и порядок проведения экологической экспертизы.
Делегирование экспертов в качестве наблюдателей не препятствует возможности субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федеральных ведомств либо самостоятельно представлять руководителю или ответственному секретарю экспертной комиссии экспертов для непосредственного участия в работе данной комиссии в случае, когда по основаниям, предусмотренным комментируемой статьей, может быть сделан вывод о том, что реализация объекта экологической экспертизы затронет интересы данного субъекта Российской Федерации.
Интересы субъекта Российской Федерации должны быть признаны затронутыми:
а) во всех случаях реализации объекта государственной экологической экспертизы на его территории;
б) в случае, если реализация объекта государственной экспертизы на территории иного субъекта Российской Федерации, будучи связана с осуществлением хозяйственной и иной деятельности, намеченной этим субъектом, создает опасность изменения экологической обстановки на территории данного субъекта независимо от того, возникает ли угроза причинения экологического вреда либо угроза возможного возникновения ситуации упущенной выгоды.