Права и обязанности плательщиков страховых взносов

1. В ч. 1 комментируемой статьи определен перечень прав, предоставляемых плательщикам страховых взносов. Этот перечень предусмотрен во многом по аналогии с тем, как в п. 1 ст. 21 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) определен перечень прав налогоплательщиков. В ч. 1 комментируемой статьи не вошли лишь положения указанной нормы, согласно которым налогоплательщики имеют право: использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подп. 3); получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом (подп. 4); на соблюдение и сохранение налоговой тайны (подп. 13).
В отношении предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи прав плательщиков страховых взносов необходимо отметить следующее.
Право получать по месту своего учета от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатно информацию (в т.ч. в письменной форме) о законодательстве РФ о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также получать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения (п. 1).
Данному праву плательщиков страховых взносов, которое предусмотрено в точной аналогии с подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков, корреспондирует установленная в п. 3 ч. 3 ст. 29 комментируемого Закона обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения (см. комментарий к указанной статье).
Следует также отметить, что приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения*(190).
Право получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства РФ о страховых взносах (п. 2).
Это право плательщиков страховых взносов предусмотрено по аналогии с подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков. Как говорилось в комментарии к ст. 1 Закона, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, является Минздравсоцразвития России. Этому же федеральному органу исполнительной власти постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 731 на основании ч. 5 ст. 1 комментируемого Закона в целях единообразного применения данного Закона предоставлено право издавать соответствующие разъяснения (см. комментарий к указанной статье).
Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов (п. 3).
Данному праву плательщиков страховых взносов, которое предусмотрено в точной аналогии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков, корреспондирует установленная в п. 5 ч. 3 ст. 29 комментируемого Закона обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном данным Законом. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов регламентированы ст. 26 Закона, а возврат сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов - ст. 27 Закона (см. указанные статьи и комментарии к ним).
Право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах, лично либо через своего представителя (п. 4).
Это право плательщиков страховых взносов предусмотрено в точной аналогии с подп. 6 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков. Однако, в комментируемом Законе не содержатся нормы, регулирующие представительство плательщиков страховых взносов в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, в то время как в части первой НК РФ содержится отдельная глава 4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (ст. 26-29). Как представляется, нормы этой главы вполне могут применяться по аналогии;
Право представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок (п. 5).
Данное право плательщиков страховых взносов, которое предусмотрено в точной аналогии с подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков, детализировано в ч. 4 ст. 34 комментируемого Закона, регламентирующей представление плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснений относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также в ч. 5 ст. 38 данного Закона, предусматривающей возможность представления лицом, в отношении которого проводилась проверка, письменных возражений по акту проверки в целом или по его отдельным положениям (см. указанные статьи и комментарии к ним).
Право присутствовать при проведении выездной проверки (п. 6).
Это право плательщиков страховых взносов предусмотрено в точной аналогии с подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков. При этом не вполне понятно, распространяется ли данное право плательщиков страховых взносов на случаи проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (согласно ч. 1 ст. 35 комментируемого Закона выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов в случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки; см. комментарий к указанной статье).
Право получать копии акта проверки и решений органов контроля за уплатой страховых взносов, а также требования об уплате страховых взносов (п. 7).
Данному праву плательщиков страховых взносов, которое предусмотрено в точной аналогии с подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков, корреспондирует установленная в п. 6 ч. 3 ст. 29 комментируемого Закона обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов направлять плательщику страховых взносов копии акта проверки и решения органа контроля за уплатой страховых взносов, а также в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Вручение плательщикам страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, акта проверки и решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки (но не копий акта и решения), регламентированы нормами соответственно ст. 22, 38 и 39 данного Закона (см. указанные статьи и комментарии к ним).
Право требовать от должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов соблюдения законодательства РФ о страховых взносах при совершении ими действий в отношении плательщиков страховых взносов (п. 8).
Этому праву плательщиков страховых взносов, которое предусмотрено в точной аналогии с подп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков, корреспондирует закрепленная в п. 1 ст. 30 комментируемого Закона обязанности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов действовать в строгом соответствии с данным Законом и иными федеральными законами (см. комментарий к указанной статье).
Право не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, не соответствующие комментируемому Закону или иным федеральным законам (п. 9).
Данное право плательщиков страховых взносов предусмотрено в точной аналогии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков. В этой связи следует отметить, что это положение данного Кодекса, как представляется, не вполне согласуется с положениями его ст. 141 о последствиях подачи жалобы: подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (п. 1); если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия; решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом (п. 2).
Право обжаловать в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов и действия (бездействие) их должностных лиц (п. 10).
Это право плательщиков страховых взносов предусмотрено в точной аналогии с подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков. Обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц регламентировано нормами гл. 7 комментируемого Закона (см. ст. 53-56 Закона, а также комментарии к ним).
Право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами органов контроля за уплатой страховых взносов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (п. 11).
Данному праву плательщиков страховых взносов, которое предусмотрено в точной аналогии с подп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков, соответствует норма ч. 1 ст. 31 комментируемого Закона о том, что органы контроля за уплатой страховых взносов несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам страховых взносов вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей (см. указанную статью и комментарий к ней).
Право на участие в процессе рассмотрения материалов проверки или иных актов органов контроля за уплатой страховых взносов в случаях, предусмотренных комментируемым Законом (п. 12).
Это право плательщиков страховых взносов предусмотрено в точной аналогии с подп. 15 п. 1 ст. 21 НК РФ о соответствующем праве налогоплательщиков. На право лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя указано в ч. 3 ст. 39 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).
2. В ч. 2 комментируемой статьи установлены обязанности плательщиков страховых взносов. В отношении данных обязанностей необходимо отметить следующее.
Правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы (п. 1).
Эта обязанность плательщиков страховых взносов закреплена по аналогии с подп. 1 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), в которой указано на обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги. Постольку, поскольку иные обязанности плательщиков страховых взносов предусмотрены во многом по аналогии с положениями указанной статьи об обязанностях налогоплательщиков, следует упомянуть об определение КС России от 4 июня 2007 г. N 518-О-П*(191), из которого следует, что такие обязанности налогоплательщиков является частью закрепленной ст. 57 Конституции РФ обязанности платить законно установленные налоги и сборы.
Вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов (п. 2).
Данная обязанность плательщиков страховых взносов, которая установлена по аналогии с подп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ о соответствующей обязанности налогоплательщиков, касается прежде всего плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Порядок учета такими плательщиками страховых взносов объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов определен нормами ст. 8 и 15 комментируемого Закона.
Представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (п. 3).
Эта обязанность закреплена по аналогии с подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ о соответствующей обязанности налогоплательщиков. В то же время в комментируемой статье не говорится об обязанности, аналогичной той, которая установлена для налогоплательщиков в подп. 5 указанного пункта - представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с названным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Порядок представления в орган контроля за уплатой страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам определен в ст. 15 и 16 комментируемого Закона соответственно для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждений физическим лицам (см. указанные статьи и комментарии к ним).
Представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены комментируемым Законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (п. 4).
Данной обязанности плательщиков страховых взносов, установленной в точной аналогии с подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ о соответствующей обязанности налогоплательщиков, корреспондирует предусмотренное в п. 1 ч. 1 ст. 29 комментируемого Закона права органов контроля за уплатой страховых взносов требовать в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов. Истребование должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов у проверяемого лица документов регламентировано положениями ст. 37 данного Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).
Выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей (п. 5).
Этой обязанности плательщиков страховых взносов, которая закреплена в точной аналогии с подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ о соответствующей обязанности налогоплательщиков, корреспондирует предусмотренное в п. 5 ч. 1 ст. 29 комментируемого Закона право органов контроля за уплатой страховых взносов требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований. Процедуры устранения выявленных нарушений законодательства РФ подразумеваются в нормах ст. 39 данного Закона, определяющих порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки (см. указанную статью и комментарий к ней).
Обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов (п. 6).
Данная обязанность плательщиков страховых взносов закреплена по аналогии с тем, как в подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в т.ч. документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. Как видно, минимальный срок хранения соответствующих документов в п. 6 ч. 2 комментируемой статьи увеличен.
Следует также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(192) организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. В п. 2 указанной статьи предусмотрено, что рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает дополнительные (по отношению к закрепленным в ч. 2 данной статьи) обязанности плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
1) об открытии (закрытии) счетов в банке - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. В отношении индивидуальных предпринимателей предусмотрено, что они обязаны сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов только о тех счетах в банке, которые используются ими в предпринимательской деятельности. Следует иметь в виду, что понятие счетов (счета) для целей комментируемого Закона имеет свое определение, данное в п. 6 его ст. 2 (см. указанную статью и комментарий к ней);
2) о создании или закрытии обособленных подразделений организации - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или закрытия обособленного подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение). Также следует учитывать, что понятие обособленного подразделения организации для целей комментируемого Закона имеет свое определение, данное в п. 4 его ст. 2 (см. указанную статью и комментарий к ней);
3) о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Данные обязанности в точности аналогичны обязанностям налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, закрепленным в подп. 1, 3 и 4 п. 2 ст. 23 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), по сообщению соответствующих сведений в налоговые органы. Имеется лишь одно отличие - в указанных положениях Кодекса не говорится об обязанности сообщать о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В комментируемую статью не вошло положение, аналогичное подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях. Также в комментируемую статью не вошло положение, аналогичное п. 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ), в соответствии с которым нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
Как следует из ч. 5 ст. 29 комментируемого Закона формы сообщений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, т.е. Минздравсоцразвития России (см. комментарий к ст. 1 Закона). Следует отметить, что формы сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, на основании п. 7 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ) утверждены приказом ФНС России от 21 апреля 2009 г. N ММ-7-6/252@*(193).
4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи плательщики страховых взносов осуществляют также другие (нежели предусмотренные в ч. 1 данной статьи) права и несут другие (нежели установленные в ч. 2 и 3 данной статьи) обязанности, предусмотренные комментируемым Законом и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Данная норма аналогична соответствующим положениям части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ): положению п. 2 ст. 21, согласно которому налогоплательщики имеют также иные права, установленные данным Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах, нежели предусмотренные в п. 1 указанной статьи; положению подп. 9 п. 1 ст. 23, в соответствии с которым налогоплательщики обязаны нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, нежели установленные в остальных подпунктах указанного пункта.
В отношении прав и обязанностей плательщиков страховых взносов, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, необходимо отметить следующее.
Обязательное пенсионное страхование.
Права и обязанности страхователей предусмотрены соответственно в п. 1 и 2 ст. 14 Закона об обязательном пенсионном страховании (в ред. Закона 2009 г. N 213-ФЗ).
Так, установлено, что страхователи имеют право:
участвовать через своих представителей в управлении ОПС;
бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об ОПС, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы;
обращаться в суд для защиты своих прав;
уплачивать взносы работодателя в пользу застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Страхователи обязаны:
зарегистрироваться в порядке, установленном ст. 11 названного Закона;
своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в ПФР и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд;
представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;
выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об ОПС;
обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц, вступающих в правоотношения по ОПС в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
своевременно и в полном объеме перечислять в ПФР дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также вести учет, связанный с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов и с уплатой взносов работодателя в пользу застрахованных лиц в соответствии с указанным Законом;
выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Права и обязанности страхователей предусмотрены соответственно в ч. 1 и 2 ст. 4.1 Закона об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности (в ред. Закона 2009 г. N 213-ФЗ).
Страхователи имеют право:
1) обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов;
2) бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
3) обращаться в суд для защиты своих прав.
Страхователи обязаны:
1) зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены ст. 2.3 названного Закона;
2) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в ФСС;
3) в соответствии с законодательством РФ об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных названным Законом;
4) вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в ФСС и расходам на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;
5) выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
6) предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в ФСС и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;
7) сообщать в территориальные органы страховщика о создании, преобразовании или закрытии обособленных подразделений, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 2.3 названного Закона, а также об изменении их места нахождения и наименования;
8) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательное медицинское страхование.
Права и обязанности страхователя предусмотрены в ст. 9 Закона о медицинском страховании (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ).
Страхователь имеет право на:
участие во всех видах медицинского страхования;
свободный выбор страховой организации;
осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования;
возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном медицинском страховании в соответствии с условиями договора.
Страхователь обязан:
заключать договор ОМС со страховой медицинской организацией;
вносить страховые взносы в порядке, установленном названным Законом и договором медицинского страхования;
в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан;
предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию;
зарегистрироваться в качестве страхователя в ТФОМС в порядке, установленном ст. 9.1 названного Закона.