Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства
1. В части 1 комментируемой статьи определен перечень действий, которые обязано произвести комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства:
1) оценить доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле;
2) оценить заключения и пояснения экспертов, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах;
3) определить нормы антимонопольного и иного законодательства РФ, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия);
4) установить права и обязанности лиц, участвующих в деле;
5) разрешить вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Данный перечень определен по аналогии с нормами ст. 168 АПК РФ и 196 ГПК РФ, предусматривающими вопросы, которые должны быть разрешены судом при принятии решения. Так, согласно ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Административный регламент ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства лишь обобщает положения ч. 1 комментируемой статьи: в п. 3.40 данного документа установлено, что комиссия принимает решение по делу после исследования доказательств по делу, изучения позиций лиц, участвующих в деле, заключений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.
В то же время в п. 3.40 названного документа по аналогии с соответствующими процессуальными нормами установлено два правила принятия комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства:
объявление об окончании рассмотрения дела делает председатель комиссии;
комиссия принимает решение по делу в отсутствие лиц, участвующих в деле, и иных лиц, привлеченных к рассмотрению дела.
Иные требования к принятию комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства установлены в ст. 41 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней). Форма решения приведена в приложении N 6 к приказу ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязательность оглашения решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, по окончании рассмотрения дела. При этом предусмотрено, что может оглашаться только резолютивная часть решения. В таком случае решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Следует отметить, что Административный регламент ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства изменяет правило о возможности оглашения только резолютивной части решения - в п. 3.42 данного документа установлено, что на заседании комиссии оглашается только его резолютивная часть, т.е. в данном документе даже не упоминается о возможности оглашения всего решения на заседании комиссии.
Изложенные правила ч. 2 комментируемой статьи закреплены по аналогии с нормами ст. 176 АПК РФ, регламентирующими объявление решения арбитражного суда в судебном заседании. В то же время в комментируемую статью не вошли аналоги положений ст. 176 АПК РФ, согласно которым:
в случае, когда объявлена только резолютивная часть принятого решения, арбитражный суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объеме, и разъясняет порядок доведения его до сведения лиц, участвующих в деле (ч. 2);
объявленная резолютивная часть решения должна быть подписана всеми судьями, участвовавшими в рассмотрении дела и принятии решения, и приобщена к делу (ч. 3);
председательствующий в судебном заседании после объявления решения разъясняет порядок его обжалования (ч. 4).
Наряду с прочим в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что копии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Данное положение закреплено по аналогии с ч. 1 ст. 177 АПК РФ, однако в указанной процессуальной норме говорится о направлении копии решения в пятидневный срок со дня его принятия. Представляется не только уместной, но и необходимой аналогия с данной процессуальной нормой в той части, что копии решения направляются заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются под расписку (о понятии заказного письма с уведомлением о вручении см. комментарий к ст. 20 Закона).
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ в ч. 2 комментируемой статьи включено положение, определяющее, что дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия. Аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 176 АПК РФ.