Статья 30 1-2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Статья 30
1-2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Согласно ч. 2 данной статьи банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Точно такие же правила ранее устанавливались соответственно в ч. 1 и 2 ст. 30 Закона 1990 г. о Банке России.
Правило о том, что банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости имеет свои особенности в отношении памятных и инвестиционных монет Банка России. Согласно п. 1 Указания Банка России от 19 сентября 2005 г. N 1614-У "О порядке выдачи Банком России кредитным организация - резидентам памятных и инвестиционных монет"*(105), памятные и инвестиционные монеты ввиду применения сложных дорогостоящих технологий чеканки и художественного оформления, а также возможного использования для их изготовления драгоценных металлов могут обращаться как в качестве средств наличного платежа по номинальной стоимости, так и в качестве предметов коллекционирования, инвестирования и тезаврации по ценам, отличающимся от их номинальной стоимости.

Подробнее

Статья 29 1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ

Статья 29
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Такое же правило ранее содержалось в ч. 1 ст. 29 Закона 1990 г. о Банке России, но без указания на то, что наличные деньги представляют собой банкноты и монеты. Рассматриваемая норма воспроизводит и детализирует положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, согласно которому денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

Подробнее

Статья 28 В соответствии с комментируемой статьи официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается

Статья 28
В соответствии с комментируемой статьи официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Точно такое же правило ранее предусматривалось в ст. 28 Закона 1990 г. о Банке России. Как определено в ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"*(99), драгоценные металлы - это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Там же установлено, что данный перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом.

Подробнее

Организация наличного денежного обращения (ст.ст. 27 - 34)

Статья 27
1-2. В части 1 комментируемой статьи вслед за ч. 1 ст. 27 Закона 1990 г. о Банке России установлено, что официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль и что один рубль состоит из 100 копеек. Часть 2 комментируемой статьи дублирует ч. 2 ст. 27 Закона 1990 г. о Банке России: введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Данные нормы воспроизводят и развивают положения ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, согласно которым денежной единицей в России является рубль; введение и эмиссия других денег в России не допускаются.

Подробнее

омментируемая статья устанавливает обязанность Банка России раскрывать информацию о сделках, совершенных Банком России на торгах фондовых бирж

Комментируемая статья устанавливает обязанность Банка России раскрывать информацию о сделках, совершенных Банком России на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Данная статья введена Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 176-ФЗ, которым внесены изменения в комментируемый Закон и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части наделения Банка России правом выступать участником торгов на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Этим же Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 176-ФЗ в ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона включено положение, согласно которому в состав годовой финансовой отчетности Банка России входит отчет об объеме сделок, совершенных Банком России на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (см. комментарий к указанной статье).

Подробнее

. В части 1 комментируемой статьи установлено, что после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России

Статья 26
1. В части 1 комментируемой статьи установлено, что после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ; оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. Точно такие же правила ранее содержались в ч. 1 ст. 26 Закона 1990 г. о Банке России (в ред. Федерального закона от 27 февраля 1997 г. N 45-ФЗ). В части 2 указанной статьи устанавливалось, что не допускается перечисление прибыли отчетного года в федеральный бюджет до утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Как видно, в комментируемой статье данное правило не воспроизведено.

Подробнее

В комментируемой статье развито положение ч. 2 ст. 5 комментируемого Закона

 

Статья 25
1. В комментируемой статье развито положение ч. 2 ст. 5 комментируемого Закона, которое в качестве одной из составляющей закрепленного в ч. 1 той же статьи принципа подотчетности Банка России Государственной Думе устанавливает, что Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи Банк России ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную Думу годовой отчет Банка России. Такое же правило ранее содержалось в ч. 1 ст. 25 Закона 1990 г. о Банке России, но при этом указывалось, что представлению подлежит годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Разумеется, при этом не идет речь об изменении по существу. В пунктах 2 и 3 ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона установлено, что Совет директоров: утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ "О государственной тайне", и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу (п. 2); утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики РФ в соответствии с комментируемой статьей и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу (п. 3). В соответствии с п. 1 ст. 13 комментируемого Закона рассмотрение годового отчета Банка России входит в компетенцию Национального банковского совета (см. комментарии к указанным статьям).

 

 

Подробнее

Глава V. Отчетность Банка России (ст.ст. 24 - 26.1) Комментируемой статьей определено, что отчетным периодом (отчетным годом) для Банка России является период времени с 1 января по 31 декабря включительно

татья 24
Комментируемой статьей определено, что отчетным периодом (отчетным годом) для Банка России является период времени с 1 января по 31 декабря включительно. Точно такое же положение, но без использования понятия "отчетный год", ранее предусматривалось в ч. 1 ст. 24 Закона 1990 г. о Банке России.
Отчетный год Банка России совпадает:

Подробнее

Комментируемая статья в точности воспроизводит положения ст. 23 Закона 1990 г. о Банке России: средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных

Статья 23
1-4. Комментируемая статья в точности воспроизводит положения ст. 23 Закона 1990 г. о Банке России: средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами (ч. 1); Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга РФ и операции с золотовалютными резервами (ч. 2); полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга РФ определяются федеральными законами (ч. 3); Банк России и Минфин России в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства РФ (ч. 4).

Подробнее

1 комментируемой статьи запрещает Банку России предоставлять кредиты Правительству РФ

Статья 22
1-2. Часть 1 комментируемой статьи запрещает Банку России предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Исключения из этого запрета могут быть предусмотрены лишь федеральным законом о федеральном бюджете. В части 2 данной статьи установлен аналогичный запрет Банку России предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Точно такое же регулирование ранее содержалось соответственно в ч. 1 и 2 ст. 22 Закона 1990 г. о Банке России.

Подробнее