Статья 7. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей

Статья 7. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей
1. Формулировка ч. 1 п. 1 комментируемой статьи сужена по сравнению с названием самой статьи и содержанием части второй этого пункта. Поскольку распоряжение семейными правами следует рассматривать как одно из проявлений их осуществления, толкование данной нормы должно быть расширительным, предоставлять гражданам возможность по своему усмотрению реализовывать принадлежащие им семейные права во всех формах. Осуществление родительских прав, в том числе родителем, проживающим отдельно от ребенка, регулируется ст. 65 и 66 СК РФ. Право на защиту закреплено как одно из субъективных прав, принадлежащих гражданам в семейных отношениях. Право на защиту также реализовывается гражданами по своему усмотрению. Реализация семейных прав граждан, в том числе права на защиту, должна основываться на принципах семейного права (см. комментарий к ст. 1 СК РФ), в частности на принципах обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи и возможности судебной защиты этих прав.
Комментируемая статья не содержит нормы, аналогичной правилу п. 2 ст. 9 ГК РФ, согласно которому отказ от осуществления принадлежащих гражданам прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. Несмотря на это, по общему правилу, отказ от осуществления семейных прав также не повлечет их прекращения.
Ряд семейных прав граждан, не обладающих дееспособностью в полном объеме, осуществляется посредством действий их законных представителей под контролем соответствующих государственных органов в соответствии с нормами и принципами семейного и гражданского законодательства. Права и законные интересы детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищаются этими организациями. Право ребенка на защиту осуществляется в соответствии со ст. 56, 64 СК РФ. Семейные права ребенка (в том числе право на защиту), установленные национальным законодательством России, основываются на нормах Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., и должны осуществляться с учетом принципов, закрепленных в Декларации прав ребенка, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.
Защита в судебном порядке семейных прав лиц, не обладающих дееспособностью в полном объеме, осуществляется с учетом разъяснения, данного в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству"*(28), согласно которому в случае возбуждения дела по заявлению несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, судье следует обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле законных представителей несовершеннолетнего: родителей, усыновителей, попечителей. Судья привлекает к участию в деле соответствующий орган опеки и попечительства, если в силу закона такое дело подлежит рассмотрению с участием представителя органа опеки и попечительства, например по делам об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК РФ).
Часть 2 п. 1 устанавливает общий предел осуществления семейных прав. Конкретизация этого предела применительно к осуществлению родительских прав содержится в п. 1 ст. 65 и ст. 68 СК РФ: родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает требование осуществлять семейные права строго в соответствии с их назначением. В качестве санкции за нарушение пределов осуществления семейных прав предусмотрена утрата возможности охраны этих прав законом.
Одним из частных пределов осуществления семейных прав является установленное ст. 17 комментируемого Кодекса ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака.