Статья 65. Осуществление родительских прав

Статья 65. Осуществление родительских прав
1. Комментируемая статья устанавливает пределы осуществления родительских прав. С одной стороны, законодатель предоставляет свободу выбора родителям способов и методов воспитания своих детей, не устанавливая, каким именно образом должны осуществляться родительские права, с другой - определяет ряд требований, которые следует рассматривать в качестве общих границ (пределов) осуществления родительских прав. Во-первых, прежде всего в соответствии с п. 1 комментируемой статьи осуществление родительских прав не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов детей. Во-вторых, при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Законодатель исключил при осуществлении родителями своих прав способы воспитания детей, основанные на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации детей.
Наличие подобных ограничительных требований продиктовано тем, что реализация родительских прав основана на двух основополагающих принципах осуществления родительских прав, закрепленных в комментируемой статье: а) предмет основной заботы родителей - обеспечение прав и интересов детей; б) решение вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по взаимному согласию родителей исходя из интересов и с учетом мнения детей.
Действия родителей, совершаемые в рамках предоставленных им прав, но с нарушением пределов осуществления родительских прав, следует рассматривать как злоупотребление родительскими правами. В этой связи п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Следует отметить, что ответственность, применяемая к родителям, злоупотребляющим своими правами и действующим в ущерб правам и интересам ребенка, носит комплексный, межотраслевой характер, поскольку они могут быть привлечены не только к семейно-правовой ответственности, но и к иным видам юридической ответственности, предусмотренным рядом отраслей права. Так, в частности, родители могут быть:
а) лишены родительских прав (см. комментарий к ст. 69 СК РФ);
б) ограничены в родительских правах (см. комментарий к ст. 73 СК РФ);
в) привлечены к административной ответственности (например, согласно п. 3 ст. 6.10 КоАП РФ, вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ родителями влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2000 руб.);
в) привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ предусматривает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, то уголовная ответственность может быть предусмотрена в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; обязательных работ на срок до 180 часов; исправительных работ на срок до одного года; ограничения свободы на срок до трех лет).
2. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая положения п. 1 ст. 61 СК РФ (см. комментарий к ст. 61 СК РФ), предусматривает, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что комментируемый пункт основан на одном из принципов семейного законодательства - разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию (см. комментарий к ст. 1 СК РФ). Однако на практике, в силу различных жизненных обстоятельств, не всегда бывает так, что вопросы воспитания и образования ребенка решаются родителями обоюдно совместно. Например, другой родитель при решении вопроса о выборе образовательного учреждения для обучения ребенка находится в длительной командировке, из которой возвратится только в начале учебного года. В таких случаях при решении вопросов о выборе способов и методов воспитания только одним родителем одобрение и согласие другого родителя предполагается.
В то же время законодатель, учитывая ситуацию, когда супруги могут не достигнуть обоюдного согласия в решении вопросов воспитания и образования ребенка, предусматривает в п. 2 комментируемой статьи, что в случае разногласий между родителями они вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. При этом следует иметь в виду, как справедливо отмечается в юридической литературе, что к предмету семейно-правового регулирования относятся не все без исключения споры между родителями о воспитании детей, а только представляющие наибольшую значимость как для родителей, так и для детей и которые не могут быть разрешены без применения предусмотренной СК РФ судебной или иной процедуры*(218).
Органы опеки и попечительства в соответствии с нормами СК РФ наделены полномочиями рассматривать вопросы, возникающие между родителями при осуществлении своих родительских прав, в случае их разногласий, в частности: а) о фамилии, имени ребенка (п. 4 ст. 58 СК РФ); б) о назначении представителя для защиты прав и интересов ребенка (п. 2 ст. 64 СК РФ). Как правило, органы опеки и попечительства, ознакомившись с сутью разногласий родителей, дают родителям устные или письменные рекомендации по преодолению возникших между ними разногласий. При этом органы опеки и попечительства исходят из интересов самого ребенка. При необходимости органы опеки и попечительства могут привлечь для разрешения конфликтной ситуации педагога или психолога. Однако следует иметь в виду, что разъяснения органов опеки и попечительства носят рекомендательный характер и не подлежат принудительной реализации.
Также споры, вытекающие из осуществления родительских прав, связанные с воспитанием детей, могут быть рассмотрены в судебном порядке, в частности: а) о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); б) об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); в) об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); г) о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); д) о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); е) о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); ж) о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); з) о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); и) об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); к) об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ).
Споры данной категории дел рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).
3. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен вопросу, связанному с определением места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей. По общему правилу, место жительства ребенка при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Комментируемая норма не указывает форму заключения такого соглашения, поэтому можно сделать вывод о том, что оно может быть заключено как в устной, так и в письменной форме (простой или нотариально удостоверенной). Однако, исходя из защиты прав и интересов ребенка, а также защиты прав родителей, следует предположить, что такое соглашение целесообразнее заключать по аналогии с п. 2 ст. 66, т.е. в письменной форме (см. комментарий к ст. 66 СК РФ).
Решение данного вопроса об определении места жительства ребенка является очень важным, поскольку от этого зависит, в каком объеме родители, а особенно тот, кто будет проживать отдельно, в дальнейшем смогут осуществлять свои родительские права. Поэтому в случае отсутствия соглашения родителей о месте жительства ребенка спор между родителями может быть разрешен только судом по требованию любого из них. Следует отметить, что спор о месте жительства детей судом может быть рассмотрен как в период брака родителей, так и в бракоразводном процессе, после расторжения брака родителей. Причем, в соответствии со ст. 24 СК РФ, при расторжении брака, если будет установлено, что между супругами не достигнуто соглашение об определении места жительства ребенка или оно нарушает интересы детей, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.
Принимая во внимание, что споры об определении места жительства ребенка являются наиболее сложными, поскольку каждый из родителей желает проживать совместно с ребенком, суд должен, во-первых, исходить из равенства прав и обязанностей отца и матери по осуществлению своих родительских прав; во-вторых - из интересов детей и с учетом мнения детей. В этой связи п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 определяет критерии, которыми должен руководствоваться суд при разрешении подобных споров: а) интересы ребенка; б) обязательный учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ); в) возраст ребенка; г) привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи; д) нравственные и иные личные качества родителей; е) отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; ж) возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя); з) другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания одного из родителей. Суд также может учесть и иные обстоятельства, например, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, отсутствие или наличие у родителей вредных привычек и отклонений в поведении и т.п.
С целью выяснения мнения ребенка по вопросу о том, с кем он желает совместно проживать - с отцом или матерью, ребенок может быть опрошен судом с учетом его возраста и развития. В этой связи п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 дает разъяснение, что если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу (ст. 57 СК РФ), то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и тому подобные обстоятельства. Анализ судебной практики свидетельствует, что при разрешении споров об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей суды не всегда объективно оценивают мнение ребенка. Так, суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции по иску о расторжении брака и определении места жительства ребенка, пояснил: суд не учел, что несовершеннолетний сын сторон достиг 11-летнего возраста и в беседе с представителем органа опеки и попечительства, а также в судебном заседании четко выразил свое желание проживать с отцом. Суд же, вопреки желанию несовершеннолетнего, достигшего 10-летнего возраста, определил его место жительства с матерью, при этом не указал, в чем оставление его с отцом противоречит интересам ребенка, не учел и мнение органа опеки и попечительства о возможности определить место жительства ребенка с отцом. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что оставление ребенка на воспитание отцу противоречит интересам ребенка, судом не установлено, между отцом и ребенком сложились более дружеские отношения, чем с матерью. Исходя из этого решение суда нельзя считать законным и обоснованным*(219).