Статья 86. Меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите

Статья 86. Меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите
1. Для соблюдения требований таможенного законодательства при разрешении внутреннего таможенного транзита таможенный орган отправления (см. об этом органе п. 1 ст. 80 ТК) вправе (хотя вовсе не обязан) избрать одну из следующих мер обеспечения:
1) залог, поручительство, банковскую гарантию либо иную меру, применяемую для обеспечения уплаты суммы ввозных таможенных пошлин, НиС, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения (см. об этом комментарий к ст. 337-347 ТК). При этом, если сведений, указанных в ст. 81 ТК (см. комментарий), иных сведений, необходимых для разрешения внутреннего таможенного транзита, недостаточно (чтобы исчислить сумму ввозных пошлин, НиС), таможенный орган вправе определить размер обеспечения исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, НиС, таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании хотя бы имеющихся сведений (см. комментарий к ст. 338 ТК);
2) таможенное сопровождение (если налицо условия, перечисленные в п. 2 ст. 87 ТК, см комментарий);
3) определение маршрутов внутреннего таможенного транзита (см. ниже).
С другой стороны, таможенный орган отправления не вправе применять указанные выше меры, если товар перевозит не любой перевозчик, а юридическое лицо, включенное в реестр таможенных перевозчиков (см. комментарий к ст. 93-98 ТК).
О применении ст. 86 ТК в отношении автомобилей, перемещаемых гражданами для личного пользования, см. письмо ФТС от 28.07.2005 N 01-06/25867. Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС и поручителями, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ при внутреннем и международном таможенном транзите см. приказ ФТС от 25.07.08 N 917.
2. Такие меры обеспечения соблюдения таможенного законодательства, как определение маршрута, применяются таможенным органом:
1) в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации (а не только таможенным законодательством);
2) только Правительством РФ (а не ФТС) и только в отношении перевозки отдельных товаров;
3) в случаях, когда при перемещении данных товаров через таможенную границу Российской Федерации:
а) в порядке, предусмотренном ТК, были зафиксированы факты нарушения таможенного законодательства (не единичные, а частые);
б) установлены запреты и ограничения (в отношении данных товаров, указанные в ст. 7 ТК (см. комментарий к ней). В этом случае маршрут заявляется (в письменном заявлении, подаваемом таможенному органу отправления) перевозчиком. Заявленный маршрут:
- является обязательным для перевозчика;
- может быть изменен только с письменного разрешения таможенного органа отправления (а не любым таможенным органом: вывоз основан на систематическом толковании п. 1 и 3 ст. 86).
О других обязанностях перевозчика при внутреннем таможенном транзите см. комментарий к ст. 88 ТК. См. также письмо ФТС от 28.10.2004 N 01-06/4916 "О некоторых проблемных вопросах, связанных с применением ст. 86 ТК РФ".