Глава 6. Вопросы формирования бухгалтерской и налоговой отчетности

1. Применение риэлторскими организациями бланков строгой отчетности
      
       При расчетах наличными денежными средствами риэлторские организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику. Но в определенных случаях Закон разрешает использовать вместо кассовых аппаратов бланки строгой отчетности. Преимущества бланков строгой отчетности (БСО) перед ККМ очевидны:
       1) не нужно покупать кассовый аппарат, регистрировать его в налоговой инспекции и обучать персонал на нем работать;
       2) нет необходимости заключать договор с центром техобслуживания и платить за ремонт кассовых машин;
       3) получать неучтенную "наличку" по БСО легче, нежели с использованием кассы;
       4) иногда использовать БСО намного удобнее, например, если приходится выезжать к заказчику.
       Кроме того, в некоторых случаях пользоваться льготой по НДС можно только при условии выдачи покупателям таких бланков (ст. 149 НК РФ).
       Однако если риэлторская организация решает использовать бланки строгой отчетности, то перед ней встают новые проблемы.
       Раньше формы бланков строгой отчетности для разных видов услуг утверждал Минфин России, теперь определить, как должны утверждаться бланки, обязано Правительство.
       Каждая форма бланка, которую утвердил Минфин, соответствует определенной услуге, однако не все виды услуг оказались охвачены.
       Минфин России в письме от 12 марта 1998 г. N 16-00-27-11 и в ответах на частные запросы советует использовать в таких случаях квитанцию, разработанную для лесных хозяйств (письмо Минфина России от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35). Она универсальна и подходит для любой деятельности.
      
       Пример.
       Предприниматель зарегистрировался, чтобы оказывать населению риэлторские, юридические и посреднические услуги. При расчетах с клиентами предполагал использовать бланки строгой отчетности. Об этом он сообщил в свою налоговую инспекцию. Результат оказался неожиданным: инспекторы направили предпринимателю письмо с требованием использовать при расчетах ККМ. Чтобы отменить это требование, предприниматель подал иск в суд.
       Аргументы инспекторов судей не убедили. Хотя форма бланка строгой отчетности для юридических услуг и не установлена, однако Минфин разрешил использовать в этом случае квитанцию, ранее утвержденную для Федеральной службы лесного хозяйства. Кроме того, специфика деятельности предпринимателя не позволяет ему использовать ККМ - услуги оказываются по месту нахождения клиентов. Своим решением Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал требования налоговой инспекции незаконными (постановление от 12 марта 2002 г. N А05-9730/01-488/10).
       Некоторые бланки строгой отчетности Минфин утвердил специально для определенных ведомств (например, Минтранса или Минздрава). Однако их могут использовать все, кто оказывает аналогичные услуги (письмо Минфина России от 23 августа 2001 г. N 16-00-24/70). Если налоговые инспекторы с этим не соглашаются, то и в этом случае в суде их ждет разочарование (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2001 г. N КА-А41/3026-01).
       Других требований к БСО, кроме того, что его форма должна быть специально утверждена, закон о контрольно-кассовой технике не содержит.
       Иногда изготовить бланки удобнее самостоятельно, например, если тираж небольшой или бланки вам понадобились срочно.
       Можно зарегистрировать билеты в налоговой инспекции, но, даже зарегистрировав бланки у инспекторов, риэлторская организация не оградит себя от возможных проблем в будущем.
       Риэлторская организация может сама решать, как ей обеспечивать сохранность. Для этого руководитель организации может утвердить порядок хранения и перемещения этих документов и формы для учета их движения. Как образец, можно использовать Методические указания, которые для своих учреждений разработало Министерство культуры (письмо Минкультуры России от 13 апреля 2000 г. N 01-67/16-21).
       На балансе бланки учитываются как обычные материалы на счете 10 "Материалы". Помимо этого, нужно вести их учет на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности", где они отражаются в условной оценке. Например, можно установить, что один бланк эквивалентен 1 рублю. Тогда сальдо по счету 006 "Бланки строгой отчетности" будет показывать количество бланков на складе у организации. На этом счете нужно организовать раздельный учет по видам бланков строгой отчетности и по местам их хранения.
      
       Пример.
       Предприниматель зарегистрировался, чтобы оказывать населению риэлторские, юридические и посреднические услуги. Организация оплатила типографии изготовление 1000 экземпляров бланков БО-1. Стоимость одного бланка - 2,95 руб. (в том числе НДС - 45 коп.). Общая сумма заказа равна 2950 руб. (в том числе НДС - 450 руб.). На забалансовом счете бланки оценены в 1 рубль.
       Бухгалтер отразил это следующими проводками:
       1) Д 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", К 51 "Расчетные счета" - 2950 руб. - перечислены деньги типографии за изготовление бланков;
       2) Д 10 "Материалы", К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 2950 руб. - получены бланки из типографии;
       3) Д 19 "НДС по приобретенным ценностям", К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 450 руб. - учтен НДС;
       4) Д 68 субсчет "Расчеты по НДС", К 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 450 руб. - принят к вычету НДС по оплаченным и оприходованным бланкам;
       5) Д 006 субсчет "Бланки БО-1 у инспектора" - 1000 руб. - бланки учтены за балансом.
       В октябре 200 бланков было выдано юристу. В конце каждого дня инспектор составлял отчеты об оказанных услугах. Из этих отчетов видно, что за октябрь он выписал и выдал клиентам 150 бланков БО-1.
       В октябре организация сделала следующие проводки:
       1) Д 006 субсчет "Бланки БО-1 у инспектора", К 006 субсчет "Бланки БО-1 у юриста" - 200 руб. - отражена передача бланков от инспектора юристу;
       2) Д 20 "Основное производство", К 10 "Материалы" - 375 руб. (150 бланков х 2,5 руб.) - списаны использованные бланки;
       3) Кредит 006 субсчет "Бланки БО-1 у юриста" - 150 руб. - списаны израсходованные бланки с забалансового счета.
       В налоговом учете организация включила в расходы 375 руб. по использованным бланкам строгой отчетности.
       Выдав бланк строгой отчетности, риэлторская организация выписывать счет-фактуру на услуги не обязана (п. 7 ст. 168 НК РФ). Если организация рассчитывается с предпринимателем и ему требуется счет-фактура для вычета по НДС, то можно выдать ему и бланк, и счет-фактуру - закон этого не запрещает. Выданные БСО нужно регистрировать в книге продаж.
       Ответственность за невыдачу бланка строгой отчетности такая же, как за неиспользование кассового аппарата.
       Если организация не выдаст покупателю БСО, то налоговая инспекция может оштрафовать ее на сумму от 30 000 до 40 000 руб.
       Некоторые организации считают приходный кассовый ордер бланком строгой отчетности и полагают, что вместо чека организация может выписать приходный кассовый ордер. Однако налоговая инспекция в этом случае может оштрафовать предприятие, т.к. приходный кассовый ордер не утвержден Минфином России в качестве бланка строгой отчетности.
       В письме от 23 августа 2001 г. N 16-00-24/70 Минфин России определил, что бланки строгой отчетности должны содержать следующие данные:
       1) дату и номер письма или приказа Минфина, которыми этот бланк утвержден;
       2) наименование бланка (билет, квитанция, путевка и т.д.);
       3) шестизначный номер и серию бланка;
       4) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);
       5) дату выдачи бланка покупателю;
       6) наименование фирмы и ее код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
       7) ИНН фирмы;
       8) вид и стоимость оказанной услуги;
       9) должность и подпись работника фирмы, оформившего и выдавшего бланк.
       Все эти реквизиты обязательно должны присутствовать в бланке наряду с теми, которые предусмотрены конкретными утвержденными формами БСО. Иначе организацию могут оштрафовать за неприменение ККМ на сумму от 30 000 до 40 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ). При желании на бланке можно указать дополнительную информацию. Внешний вид бланка (оформление, размеры, шрифт и т.д.) организация вправе определять самостоятельно.