Договор перевозки пассажиров

 

Договор перевозки пассажира - это соглашение, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
Договор регламентируют ст. 786, 790, 792, 795, 796, 800 ГК, а также транспортное законодательство.
Особенности договора
Договор перевозки пассажира является взаимным, возмездным, реальным*(65) или консенсуальным*(66) (договор является публичным, когда используется транспорт общего пользования).
Стороны договора: перевозчик - специализированная организация и пассажир (физическое лицо).
Существенное условие договора - его предмет - услуга по доставке пассажира в пункт назначения.
Форма договора - простая письменная. Заключение договора перевозки и факт оплаты проезда подтверждается выдачей пассажиру билета установленной формы, а сдача багажа - багажной квитанции. Утерянный билет не возобновляется, а при утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира.
Перевозчик обязан предоставить пассажиру место согласно приобретенному билету либо другое место с согласия пассажира.
Пассажир вправе сдать к перевозке вещи и предметы с оплатой по установленному тарифу. Пассажир вправе объявить ценность сдаваемого им багажа с уплатой установленного сбора.
Пассажир вправе продлить срок годности билета вследствие болезни, возвратить перевозчику билет с получением назад его стоимости за вычетом установленного сбора.
Пассажир вправе делать остановку в пути следования.
Пассажир вправе бесплатно провозить с собой детей (или на иных льготных условиях), ручную кладь весом не выше установленного транспортными уставами, кодексами и правилами перевозок.
При несохранности багажа перевозчик возмещает его стоимость и возвращает взысканную за его провоз плату.
За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает законную неустойку, которая носит исключительный характер.
Прибывший багаж хранится бесплатно в течение суток. Если багаж не востребован в течение 30 дней, то он продается. Утраченным считается багаж, который не выдан в течение 10 суток с момента прибытия.
При наличии вины перевозчик несет ответственность в форме штрафа за задержку отправления и прибытия пассажира в пункт назначения (кроме перевозок в городском и пригородном сообщении).
К отношениям по перевозке пассажиров применяются нормы Закона РФ "О защите прав потребителей", в том числе в части компенсации морального вреда (ст. 15).
В случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира перевозчик несет ответственность по правилам главы 59 ГК "Обязательства вследствие причинения вреда", т.е. вне зависимости от вины.