Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов

Для реализации задач по обеспечению надлежащего качества окружающей среды в России экологическое законодательство предусматривает систему мероприятий, в состав которой, наряду с приданием особого правового статуса отдельным территориям либо установлением норм и правил по охране и рациональному использованию природных объектов, включены и определенные экологические требования, обязательные для соблюдения и исполнения всеми должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Такие требования могут предусматриваться к хозяйственной или иной деятельности в различных сферах человеческой жизнедеятельности и отраслях экономики - промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, обороне, при обращении с отходами и т.д.
Подробнее

Экологическая экспертиза

Российское экологическое законодательство предусматривает несколько видов государственных экспертиз в области охраны окружающей среды. Наряду с экологической экспертизой, которой посвящена комментируемая статья, законодательство упоминает санитарно-эпидемиологическую экспертизу, экспертизу промышленной безопасности и ряд других. Не следует считать, что экологическая экспертиза является комплексной или базовой экспертизой, а остальные экспертизы в области охраны окружающей среды являются специальными видами экологической экспертизы. Экологическая экспертиза является всего лишь наиболее распространенным видом экспертиз в области охраны окружающей среды.

Подробнее

Проведение оценки воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Законом об экологической экспертизе. Так, в частности, согласно ст. 14 данного закона, государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится только при наличии в составе представляемых материалов документации, содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экспертизе.

Подробнее

кологическая сертификация

Необходимость вступления в ВТО заставили российского законодателя в течение 6 лет разрабатывать и в конце 2002 года принять Закон о техническом регулировании, в котором был предусмотрен 7-летний срок перехода России на международные стандарты. Основным понятием в рамках этого закона является категория технического регламента. Механизм соблюдения технических регламентов и стандартов включает в себя подтверждение соответствия в формах добровольной сертификации, декларирования соответствия и обязательной сертификации. Обязательная сертификация будет применяться только в соответствии с техническими регламентами для определенных видов продукции и с получением знака обращения на рынке.

Подробнее

Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды

Суть лицензирования как одной из форм государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности заключается в создании гарантий безопасного и квалифицированного выполнения отдельных видов работ, оказания услуг, производства продукции. Лицензирование осуществляется применительно к тем видам деятельности, которые с точки зрения законодателя, при их ненадлежащем осуществлении, могут принести вред интересам общества и государства. Предоставление лицензии следует рассматривать как подтверждение со стороны государства наличия у субъекта, осуществляющего ту или иную деятельность, соответствующих возможностей (речь идет о технических, ресурсных, организационных, образовательных, финансовых и других необходимых возможностях), необходимых такому субъекту для безопасного осуществления такой деятельности.

Подробнее

Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды

Согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании, стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Правовой смысл понятия стандартов с принятием Закона о техническом регулировании существенно изменился. Ранее значительная часть стандартов содержала требования, обязательные для применения, причем их несоблюдение влекло за собой юридическую ответственность, вплоть до уголовной.

Исходя из представленного выше определения становится ясно, что в настоящее время соблюдения стандартов - дело добровольное. Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг, называется "стандартизация".
Подробнее

Иные нормативы в области охраны окружающей среды

Представляется, что необходимости в данной статье нет. Данная норма по сути дублирует п. 2 ст. 19 комментируемого Закона, в котором законодатель установил, что перечень нормативов не является исчерпывающим: нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды.

Подробнее

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

Законодатель называет нормативы допустимой антропогенной нагрузки в качестве одного из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы предельной допустимой антропогенной нагрузки на природные объекты определяются мерой антропогенного воздействия (с учетом действия природных факторов) на природный объект, при превышении которой происходят нарушения устойчивого состояния экосистемы, ее естественного развития и ухудшение условий использования природного объекта или его части (участка).

Подробнее

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды

В настоящей статье устанавливаются общие требования о нормировании допустимого изъятия компонентов природной среды. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. На сегодняшний день установлены нормы допустимого изъятия (использования) природных ресурсов в земельном, водном, лесном и фаунистическом законодательстве.

Подробнее

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду

Нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
К вредному физическому воздействию относится вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства окружающей среды и здоровья человека. К нормируемым физическим воздействиям, помимо перечисленных, относится тепловое воздействие. Основными источниками его являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое хозяйство.
Подробнее