1. Понятие формы государства, ее структура

Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.        Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.       В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.       В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезиде-нтские республики”. Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.       В современном цивилизованном обществе принципиальных разли-чий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.
  Понятие формы правления и государственного режима              Определение формы правления ..  Под формой правления мы понимаем систему  формирования  и  взаимоотношений  главы  государства, высших   органов   законодательной  и  исполнительной власти. Форма правления исторически  складывается  в  процессе борьбы и  взаимодействия  социальных  и политических сил соот-ветствующего общества.     Форма правления  имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового  регулирования  организации  и функционирования государства.   Это  не просто  теоретическая абстрактная категория науки,  как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ,  с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле  той  или  иной  системы  органов  государственной власти, установленной конституцией соответствующе-го государства.     При аграрном  строе  значение  формы  правления сводилось лишь к определению того,  каким образом  замещается  должность главы государства  - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма  и  перехода  к  индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов,  появле-нием и укреплением народного представительства,  формы правления стали обогащаться:  наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране,  а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством,  как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом,  как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления  конкретного  государства  нас  прежде всего интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
      Классификация форм правления ..  Как мы видели порядком замещения должности  главы государства определяются две основные формы правления - монархия и республика.  Разновидности же  их определяются соотношением  полномочий законодательной и исполнительной власти,  распределенных  между  главой  государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.     Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в то время в отдельных странах существовали республики.  Переход  к индустриальному строю нередко сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом,  и установлением республиканской формы правления.  Однако в ряде высоко-развитых стран монархия  сохранилась  до  настоящего  времени. Примечательно, что монархия подчас восстанавливается в отдельных странах после более или менее длительного периода  республиканского правления.  Например,  в  Испании  монархия  пала в 1931 г., а в 1947 г. фашистский диктатор Ф.Франко объявил о еевосстановлении, однако  реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 г., причем в 1978 г. активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча.     Более того,  ныне  подчас  не всегда мы можем с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем дело. Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии,  а другая часть - республики. Глава государства в Федерации - выборный,  но избирается монархами субъекта федерации  из  своей  среды  на  пятилетний срок. Похожая  ситуация  и  в  Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим элементы и монархии (глава  государства  должен быть монархом),  и  республики (однако он избирается на срок).Такую форму правления обычно называют  выборной  монархией.  В данной связи  стоит  лишний  раз  вспомнить  о том,  что любая классификация в той или иной мере условна.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 15