Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях

1. Процесс создания системы экологического образования имеет свою историю и начинается с принятием закона РСФСР "Об охране природы в РСФСР" от 27 октября 1960 г. Указанным законом предусматривалась двухступенчатая система преподавания основ охраны природы в учебных заведениях. Для этого в школьные программы и соответствующие учебники по естествознанию, географии и химии было включено преподавание основ охраны природы, а в высших и средних специальных учебных заведениях вводились курсы охраны природы и воспроизводства ее ресурсов.
Поворотным пунктом в развитии системы экологического образования было проведение в 1977 г. в г. Тбилиси Межправительственной конференции по образованию в области охраны окружающей среды, а также в 1984 г. в г. Иваново Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды. Это позволило активизировать и международное сотрудничество в области экологического образования, что проявилось в форме участия советских ученых в международном конгрессе ЮНЕСКО/ЮНЕП (Москва, 1987 г.). В 1990 г. на Всесоюзной конференции в г. Казани уже была обнародована общенациональная программа по экологическому образованию.*(89)
С постепенным изменением государственной политики в деле экологического образования появляются первые учебники (а в учебный процесс вводятся новые учебные дисциплины) по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования. В юридической науке в этом отношении многое было сделано коллективом Всесоюзного института юридических наук, а также О.С. Колбасовым и Е.Н Колотинской.
В дальнейшем большую роль в развитии системы экологического образования и воспитания сыграл Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г., которому удалось в ст. 73-76 определить основы экологического воспитания, образования и просвещения в условиях правовой реформы и построения рыночной экономики. Комментируемый закон во многом воспроизводит указанные нормы и продолжает заложенные более 10 лет назад тенденции экологического образования. Данным законом закрепляется обязательность преподавания основ экологических знаний в образовательных учреждениях, чем развиваются положения Конституции России, гарантирующей право каждого на образование. При этом именно РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 13 января 1996 г. понимает под образованием "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)". Особое место среди видов и форм образования занимает экологическое образование.
Система экологического образования - достаточная для реализации целей и задач непрерывного экологического образования совокупность необходимых и взаимодействующих организационных форм, включающая в себя инфраструктуру экологического образования, управление, кадровое обеспечение, нормативное правовое управление, научно-методическое и информационное обеспечение и экономическую составляющую, а также распространение экологических знаний (средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма).
2. Экологическое образование как элемент общего образования и профессиональной подготовки кадров представляет собой единую систему всеобщего и комплексного экологического образования, включающую: дошкольное образование; начальное и среднее образование учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей; подготовку специалистов в сфере охраны окружающей среды со средним специальным и высшим образованием; природоохранную подготовку специалистов разных профессий; повышение квалификации и переподготовку должностных лиц, специалистов народного хозяйства и педагогических кадров в системе послевузовского образования; подготовку кадров высшей научной квалификации и специалистов в сфере экологического просвещения.
Образовательные экологические программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными. В дошкольных и общеобразовательных учреждениях могут организовываться детские экологические организации, экологические лагеря, экспедиции, походы и экскурсии. В учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляется эколого-ориентированная подготовка специалистов путем введения соответствующих курсов и вовлечения учащихся и студентов в практическую природоохранную деятельность, в том числе посредством создания научных экологических школ, "малых академий", проведения семинаров, конференций и конкурсов, а также профессиональная подготовка специалистов-экологов на специальных отделениях, курсах и факультетах. Вузы и учреждения дополнительного образования организуют специализированные экологические курсы послевузовского профессионального образования для должностных лиц, контролирующих деятельность организаций и предприятий, оказывающих вредное влияние на окружающую среду, с выдачей им соответствующих документов (сертификатов).
Основы природопользования (или основы охраны природы и рационального природопользования) теперь преподаются во всех государственных школах, частных, общественных, религиозных и других средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля (в рамках среднего или высшего образования). Эта дисциплина получает и другие названия: основы экологии, охрана окружающей среды и т.д.
В средних школах данная тематика чаще всего охватывается такими дисциплинами, как обществоведение, биология, основы права и др. В специальных средних и высших учебных заведениях вводятся курсы по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Содержание этих курсов зависит от профиля данного учебного заведения. Могут устанавливаться специализированные курсы охраны природы.
3. Преподавание экологических знаний в учебных заведениях, предполагает обязательность разработки полноценных учебных программ. Эти программы должны охватывать, как минимум, "основы экологических знаний", необходимые не только для всякого специалиста, но и для каждого гражданина нашего общества, обязанного соблюдать возлагаемые на него ст. 58 Конституции России требования. Программы предусматривают задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации (например, экологов в системе промышленности, водного хозяйства и т.д.).
Основными организационными формами экологического образования являются: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы, самообразование, экстернат в системе непрерывного образовательного процесса; эколого-просветительская работа, в том числе распространение экологических знаний через средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма; экологическая пропаганда.
В настоящее время, как в средних, так и в высших юридических учебных заведениях экологическое право является самостоятельным курсом. В тех вузах, где изучается раздельно "Экологическое право" и "Земельное право", и этого требует специализация вуза, разрабатываются самостоятельные программы по указанным предметам. В специализированных вузах (например, военных, технических и других) процесс получения экологических знаний, умений и навыков имеет свою специфику.