Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, который обеспечивается конкурсным порядком поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции РФ).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Федеральными законами о видах государственной службы обеспечивается реализация следующих принципов построения и функционирования системы государственной службы:
федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);
законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
равный доступ граждан к государственной службе;
единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Федеральными законами о видах государственной службы могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности
Согласно ст. 71 (п. "т") Конституции Российской Федерации федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). Исходя из п. 4 ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" в ведении Российской Федерации находятся как правовое регулирование, так и организация федеральной государственной гражданской службы.
В отличие от федеральной государственной гражданской службы правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации").
В настоящее время в систему федерального законодательства по вопросам государственной гражданской службы входят:
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 25 декабря 2008 г.) "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы";
Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции";
Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию";
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции";
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (вступает в действие с 1 января 2010 г.);
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 18 июля 2009 г.) "О ветеранах";
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 (ред. от 16 июля 2009 г.) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";
Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)";
Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим";
Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела";
Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 2005 г. N 1111) "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера";
Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих";
Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих";
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы";
Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих";
Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 764 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу";
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов";
Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2007 г. N 722 "Об утверждении Положения о порядке проведения экспериментов в ходе реализации федеральных программ развития федеральной государственной гражданской службы";
Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции";
Указ Президента РФ от 18 декабря 2008 г. N 1799 "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи";
Указ Президента РФ от 18 декабря 2008 г. N 1800 "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества";
Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей";
Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2006 г. N 1264 "О Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляющих обучение государственных служащих";
Указ Президента РФ от 25 августа 2008 г. N 1252 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров";
Указ Президента РФ от 15 декабря 2008 г. N 1775 (ред. от 18 августа 2009 г.) "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы";
Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)";
Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)";
Распоряжения Президента Российской Федерации N 245-рп от 14 мая 2007 г. и N 28-рп от 25 января 2008 г.;
Распоряжение Президента Российской Федерации N 343-рп "О семинарах для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 509 "О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами";
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. N 230 "О возложении полномочий представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством Российской Федерации, и решению иных вопросов, связанных с прохождением ими федеральной государственной гражданской службы";
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 г. N 514 "О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган";
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих";
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти";
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. N 284 "О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих";
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 218 "Об обеспечении деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляющих обучение государственных служащих";
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 393 "Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение";
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 472 "О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532";
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1090 "Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день";
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения";
Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р (ред. от 16 октября 2007 г.) об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1307-р об утверждении примерной формы государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.
Наряду с нормативными актами высших федеральных органов государственной власти в сфере государственной гражданской службы действуют ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие общие вопросы государственной гражданской службы в пределах их компетенции. В частности к таким актам относятся:
Приказ Минюста РФ от 18 мая 2009 г. N 136 "Об организации работы по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции";
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 апреля 2009 г. N 230н "Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2009 год";
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10 апреля 2009 г. N 169н "Об утверждении Порядка формирования и ведения базы данных федеральных государственных гражданских служащих, состоящих на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и снятых с соответствующего учета";
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2009 г. N 143н "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения";
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18 июня 2009 г. N 326 "Об организации исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2009 год".
Кроме нормативных правовых актов общего характера, в сфере государственной службы федеральными государственными органами издаются акты, связанные с реализацией ими функций представителя нанимателя в отношении гражданских служащих, работающих в соответствующем государственном органе, имеющие методологический, организационный и правоприменительный характер.
К ведомственным нормативным правовым актам организационного характера можно отнести такие акты как:
Приказ Роспотребнадзора от 29 декабря 2007 г. N 399 "Об организации проверок достоверности и полноты представленных государственным гражданским служащим Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении им ограничений, установленных федеральными законами";
Приказ Роструда от 26 сентября 2008 г. N 192 "Об утверждении Плана мероприятий по противодействию коррупции в Федеральной службе по труду и занятости".
К нормативным правовым актам методологического характера относятся в частности:
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21 ноября 2006 г. N 793 "О должностных регламентах федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Минздравсоцразвития России" (вместе с "Рекомендациями по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации");
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 марта 2009 г. N 111н "О Методике проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
К правоприменительным актам можно отнести:
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 июля 2006 г. N 578 (ред. от 26 февраля 2007 г.) "О возложении полномочий представителя нанимателя на руководителей федеральных служб и федеральных агентств";
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 ноября 2006 г. N 798 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям федеральной государственной гражданской службы в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
В некоторых федеральных государственных органах до настоящего времени остаются неурегулированными ряд вопросов прохождения в них гражданской службы. В частности отсутствуют приказы:
о квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ч. 6 ст. 12 Федерального закона);
о перечне должностей гражданских служащих, помимо высших и главных, для которых в соответствии со служебным распорядком государственного органа устанавливается ненормированный служебный день (ч. 3 ст. 45 Федерального закона);
о примерных должностных регламентах гражданских служащих (ч. 5 ст. 47 Федерального закона);
о порядке и размерах выплат единовременного поощрения (ч. 3 ст. 55 Федерального закона);
о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы (ч. 7 ст. 50 Федерального закона);
о порядке рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов в отношении гражданских служащих территориальных органов;
о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений (ч. 5 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-Ф3 "О системе государственной службы Российской Федерации"). Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 сентября 2009 г. в субъектах РФ принято около четырех тысяч нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы субъектов РФ.
Законы субъектов РФ не могут противоречить положениям федеральных законов в сфере гражданской службы.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 3 апреля 2007 г. установил, что положения п. 3 ст. 4 и ст. 6 закона Калининградской области от 13 октября 2005 г. "О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области и признании утратившими силу отдельных законов Калининградской области" не соответствуют ст. 39 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации. В соответствии с указанным определением Конституционного суда Российской Федерации установлено новое правовое регулирование дополнительного обеспечения к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности государственной службы Калининградской области.
В некоторых субъектах РФ региональные законы содержат положения, ограничивающие право представителя нанимателя принимать решение о проведении конкурса при назначении на должности государственной гражданской службы. При это они противоречат ч. 4 ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в которой определено, что по решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей. Устанавливая обязательность проведения конкурса в отношении указанных должностей в законах субъектов РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации выходят за пределы предоставленных им полномочий.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы по вопросам гражданской службы в субъектах РФ приняты законы: о государственной гражданской службе, о реестре должностей государственной гражданской службы, об оплате труда государственных гражданских служащих.
За период с 2005 г. в субъектах РФ изданы нормативные правовые акты по большинству вопросов, правовое регулирование которых отнесено федеральным законодательством к компетенции субъектов Российской Федерации.
В ряде регионов неурегулированными остаются вопросы организации гражданской службы субъектов РФ в части:
обязательного государственного страхования, обеспечения жильем и медицинского обслуживания гражданских служащих, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда;
возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;
оплаты труда независимых экспертов - членов конкурсных, аттестационных комиссий и комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;
порядка ведения реестра государственных гражданских служащих;
программы развития государственной гражданской службы;
порядка проведения экспериментов в ходе реализации программ государственной гражданской службы;
образования государственного органа по управлению государственной службой;
порядка присвоения классных чинов государственной гражданской службы гражданским служащим;
порядка и условий командирования гражданских служащих;
порядка представления сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера гражданского служащего;
кадрового резерва на гражданской службе (ч. 8 ст. 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Правовая основа института государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации всесторонне развивается и ежегодно пополняется новыми нормативными правовыми актами субъектов РФ. В настоящее время процесс нормотворчества в сфере государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации не завершен, что обусловлено отсутствием некоторых федеральных нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы. Не приняты федеральные законы о медицинском страховании государственных служащих, о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и их семей. Не урегулированы вопросы соотношения должностей федеральной гражданской службы и должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации, порядок формирования кадрового резерва на федеральной гражданской службе, порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний и форма заключения медицинского учреждения и др.
В связи с принятием Правительством Российской Федерации постановлений от 31 декабря 2008 г. N 1090 "Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день" и от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" можно ожидать значительного роста количества принятых субъектами Российской Федерации актов по указанным вопросам.
Согласно п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в пределах своих бюджетных средств принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных федеральной программой, и утвердить программы развития государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Таким образом, названный указ дал дополнительный импульс для совершенствования и развития законодательства субъектов Российской Федерации о гражданской службе.
Высокая нормотворческая активность субъектов Российской Федерации отмечается в сфере антикоррупционного законодательства в регионах в целях реализации положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и изданных в его развитие нормативных правовых актов Российской Федерации. В частности, в большинстве субъектов Российской Федерации уже приняты законы о противодействии коррупции и региональные программы, направленные на противодействие коррупции.
В отдельных случаях государственными органами при подготовке и издании нормативных правовых актов по вопросам гражданской службы не соблюдаются требования Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" о том, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат государственной регистрации в Минюсте России.
Согласно п. 10 данного указа президента Российской Федерации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
В нормативных правовых актах встречаются положения, принятые с превышением полномочий государственных органов. Так, в соответствии со ст. 24 комментируемого Закона примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации. Ряд федеральных и региональных государственных органов в нарушение этого требования самостоятельно утверждают свою форму служебного контракта локальными нормативными правовыми актами.