Право поступления на гражданскую службу

Комментируемая статья Федерального закона устанавливает основополагающие требования к соискателям должностей гражданской службы.
1. Владение государственным языком Российской Федерации.
В соответствии со ст. 68 Конституции РФ, государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Уточнение статуса русского языка как государственного дает Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" и предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных как указанным, так и другими федеральными законами.
Государственный язык РФ подлежит обязательному использованию (ст. 3), в частности:
1) в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;
2) в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;
3) при подготовке и проведении выборов и референдумов;
4) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов РФ;
5) при официальном опубликовании международных договоров РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов;
6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.
Соответственно обеспечение права граждан РФ на пользование государственным языком РФ предусматривает, в частности, получение информации на русском языке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях всех форм собственности (ст. 5).
2. С учетом статуса государственного языка РФ требование о его знании для соискателей должностей гражданской службы и, тем более, самими гражданскими служащими является обоснованным. Опосредованно такое требование закреплено и в ст. 12 комментируемого Федерального закона, в которой к квалификационным требованиям отнесены профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей. Без владения государственным - русским языком выполнить требования Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" не представляется возможным.
3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы - см. комментарий к ст. 12.
4. Возрастные критерии нахождения на гражданской службе являются, на первый взгляд, дискуссионными. Однако к настоящему времени существует неоднократно и четко выраженная правовая позиция Конституционного суда РФ, который указывал, что, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной службы.
Установление таких правил (специальных требований), обусловленных задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по должности государственной службы, не может рассматриваться как нарушающее гарантированные Конституцией РФ право на равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч. 4) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37, ч. 1) либо как не согласующееся с предписаниями ее ст. 55 (ч. 3).
Принцип равенства, закрепленный в ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111, не считаются дискриминацией.
Следовательно, установление предельного возраста для нахождения на должности государственной службы как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.
Выразив свою правовую позицию в определении от 1 июля 1998 г. N 84-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности подп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 25 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в настоящее время данный Закон утратил силу), Конституционный суд РФ неоднократно подтверждал ее - определения от 8 февраля 2001 г. по запросу Люберецкого городского суда Московской области о проверке конституционности положений статьи 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и ст. 41 Закона Московской области "О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области", от 5 июля 2001 г. по запросу Суда Чукотского автономного округа о проверке конституционности положений статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и по жалобе гражданина В.П. Соковца на нарушение этими положениями его конституционных прав), от 3 октября 2002 г. "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".