Классификация должностей гражданской службы

1. В соответствии с комментируемой статьей Федерального закона должности гражданской службы подразделяются на четыре категории - руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты, при этом в каждой категории выделяется несколько групп должностей. Классификация должностей позволяет установить в структуре государственного органа управленческую иерархию и одновременно функциональное предназначение, т.е. сформировать в конкретном государственном органе наиболее оптимальную должностную структуру, позволяющую не только эффективно осуществлять установленные функции государственного органа, но и обеспечить должностной рост гражданских служащих. Соответственно, классификация должностей позволяет установить также различные квалификационные требования, полномочия и ответственность, особенности в прохождении гражданской службы, различия в предоставляемых основных и дополнительных государственных гарантиях. В частности, группа должностей определяет классный чин гражданской службы, который может быть присвоен гражданскому служащему в соответствии с замещаемой должностью, возможность установить ненормированный служебный день и, как следствие, дополнительный отпуск.
2.1. Учитывая различный объем реализуемых полномочий гражданскими служащими, замещающими должности категории "руководители" как на определенный срок полномочий, так и без ограничения срока полномочий, последние подразделяются на:
должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их самостоятельных подразделений;
должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их самостоятельных подразделений;
должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.
Целесообразно отметить, что руководителем государственного органа может быть и лицо, замещающее государственную должность РФ или субъекта РФ, как, например, федеральный министр, руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ и др. Тем самым на них законодательство о государственной гражданской службе не распространяется (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О системе государственной службы РФ").
2.2. Должности помощников (советников) учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, и лицам, замещающим должности категории "руководители" государственной гражданской службы. Как следствие, гражданские служащие, замещающие должности такой категории, непосредственно и исключительно подчинены тем руководителям, реализации полномочий которых они содействуют.
Содействие лицам, замещающим государственные должности или определенные должности категории "руководители", со стороны помощников (советников) заключается в информационно-аналитическом, экспертно-методическом, а также организационном обеспечении формирования и реализации принимаемых решений.
Следует отметить, что срок замещения должности рассматриваемой категории всегда ограничен сроком полномочий должностных лиц, замещающих государственные должности или должности категории "руководители".
2.3. Должности специалистов учреждаются для непосредственной реализации задач и функций государственных органов и составляют "основу" кадрового состава гражданской службы, поскольку учреждаются для непосредственного обеспечения выполняемых государственными органами задач и функций.
В целях организационного, документационного, финансово-экономического и иного обеспечения деятельности государственного органа предусмотрены должности категории "обеспечивающие специалисты".
Основанием для отнесения должности к указанной категории являются, прежде всего, должностные обязанности и служебные функции, определяемые должностным регламентом. Минздравсоцразвития России письмом от 18 сентября 2006 г. N 5350-ПР направлены рекомендации по отнесению лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, к категории "обеспечивающие специалисты".