Каков порядок использования земельных наделов для нужд обороны и безопасности?

Каков порядок использования земельных наделов для нужд обороны и безопасности?

Согласно ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные наделы для:

строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Правовой режим использования земельных наделов, помимо ЗК РФ, определяется нормами специального законодательства об обороне и безопасности. Так, согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные наделы у собственников земельных наделов, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных наделов не изымаются.

Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или наделы для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных наделов, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

Правовой режим земель Государственной границы Российской Федерации подчиняется в том числе законодательству РФ о Государственной границе, и прежде всего Закону РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Данным Законом устанавливается, что в интересах надлежащего содержания Государственной границы органам пограничной службы и пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится в бессрочное (постоянное) пользование земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше, а при необходимости — по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема, в соответствии с установленными Правительством РФ нормами.

Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные наделы предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земельных наделов по решению Правительства РФ.

Использование земельных наделов в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется на основании законодательства об этих образованиях, и прежде всего на основании Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

В соответствии с указанным Законом земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации.

Земельные наделы, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам.

Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. Управление этими землями осуществляется Правительством РФ.

Земельные наделы закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.

В закрытом административно-территориальном образовании в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земельных наделов. Вместе с тем, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных наделов для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

Органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории имеют в том числе право находиться на любых наделах местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от владельцев, пользователей земельных наделов в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями и обязанностями по предоставлению в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных наделов для нужд защиты Государственной границы, по осуществлению контроля за использованием земли и соблюдением на этих наделах законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

Исполнительные органы государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные наделы из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных наделов для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном ЗК РФ. Так, в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на земельных наделах иного целевого назначения могут устанавливаться запретные зоны.