Статья 87 функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ

Статья 87
Постольку, поскольку функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ (см. комментарий к ст. 1 Закона), в комментируемой статье установлено, что Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона РФ о поправке к Конституции РФ. Данное регулирование несколько отличается от того, которое ранее содержалось в ст. 87 Закона 1990 г. о Банке России: в данной норме устанавливалось, что Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона; закон о ликвидации Банка России определяет и порядок использования его имущества.
Нормы о функциях и полномочиях Банка России содержатся в ст. 75 гл. 3 "Федеративное устройство" Конституции РФ. Соответственно, при внесении поправки подлежит применению ст. 136 Конституции РФ, согласно которой поправки к ее гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Как отмечалось в постановлении КС России от 31 октября 1995 г. N 12-П*(296), из установленной Конституцией РФ процедуры принятия поправок к ее гл. 3-8 вытекает, что поправки в смысле ст. 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции РФ; положение ст. 136 Конституции РФ о том, что поправки к ее гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований ст. 108 (ч. 2) Конституции РФ об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; при этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ; кроме того, должно быть соблюдено положение ст. 134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ. Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ устанавливает Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"*(297), что и закреплено в п. 1 его ст. 1.
В отношении формы нормативного правового акта о поправке к Конституции РФ в ст. 2 названного Закона предусмотрено следующее:
поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ (п. 1);
под поправкой к Конституции РФ в данном Законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ. Одним законом РФ о поправке к Конституции РФ охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста (п. 2);
закон РФ о поправке к Конституции РФ получает наименование, отражающее суть данной поправки (п. 3).