Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов
1. Комментируемая статья закладывает основы обеспечения ребенку всесторонней помощи и поддержки в реализации и защите его прав и законных интересов. Содействие в защите прав и законных интересов ребенок может получать от:
органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц указанных органов (п. 1);
своих родителей или лиц, их заменяющих (п. 2);
педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов (п. 3);
общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций (п. 4).
В каждой из частей комментируемой статьи законодатель указывает на те или иные меры, которые могут быть предприняты перечисленными выше субъектами для обеспечения содействия ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.
Конкретные меры содействия ребенку зависят от его возраста. Ведь дети разного возраста имеют разную степень дееспособности, а соответственно, неодинаковые возможности в области защиты своих прав и законных интересов. Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). По общему правилу, именно с 18 лет гражданин приобретает дееспособность в полном объеме. В случае, когда подросток вступил в брак до достижения восемнадцати лет, он приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.
По закону ребенок до 14 лет является малолетним, а с 14 до 18 лет - просто несовершеннолетним. До 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители.
По достижении 14 лет ребенок приобретает частичную дееспособность. В соответствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки;
по достижении 16 лет - вступать в кооперативы.
Право самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав и отстаивать свои интересы в судебном порядке ребенок приобретает по достижении 14 лет. В соответствии с п. 2 ст. 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в т.ч. при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд.
Поскольку родители являются законными представителями своих детей, они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в т.ч. в судах, без специальных полномочий. Родители или лица, заменяющие родителей, в случае нарушения прав ребенка имеют право и обязаны:
защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;
обращаться в вышестоящие инстанции или в суд при нарушении лечебным, учебным или иным учреждением права ребенка на получение медицинских, образовательных и прочих услуг;
подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;
принимать меры по защите прав собственности подопечного, в том числе подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты;
предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному (подробнее см. ст. 23 и комментарий к ней);
требовать посуду возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в т.ч. от близких родственников ребенка.*(6)
Права и обязанности усыновителей, опекунов и попечителей несовершеннолетних любого возраста полностью совпадают с родительскими. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, на него возлагается обязанность назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ).
2. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, должностные лица указанных органов в рамках оказания содействия интересам детей уполномочены:
принимать соответствующие нормативные правовые акты,
проводить методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ,
поощрять исполнение ребенком обязанностей,
поддерживать практику правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Недавно был принят Федеральный закон "Об опеке и попечительстве". Над проектом этого Закона Государственная Дума работала на протяжении трех лет (проект внесли еще в июне 2005 г.), и он принят был только после резких высказываний Президента РФ о неоправданной волоките. С принятием нового Закона в области защиты прав детей произошли кардинальные изменения:
упрощен порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (появился институт предварительной опеки);
для родителей законодательно предусмотрена возможность временного назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по их письменному заявлению с указанием конкретного лица на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, например, на срок командировки родителей (институт временной опеки);
появилась возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу;
закреплено преимущественное право близких родственников стать опекунами ребенка, оставшегося без попечения родителей;
предусмотрена возможность установления опеки или попечительства по возмездному договору с органом опеки и попечительства (приемная семья, патронат) и др.*(7)
Закон полностью согласуется с современной государственной политикой в социальной сфере. В разработке законопроектов, напрямую касающихся защиты прав детей, большую роль играет Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Например, в марте 2009 г. при содействии названного комитета был разработан и внесен на рассмотрение Госдумы законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Деятельностью по обеспечению гарантий прав граждан, в т.ч. детей, активно занимается Уполномоченный по правам человека при Президенте РФ. На официальном сайте Уполномоченного имеются многочисленные примеры из правовой практики, которые свидетельствуют об оказании конкретной, адресной помощи нуждающимся. Обычно помощь оказывается в ответ на жалобы людей, не сумевших получить помощь от тех органов и должностных лиц, в непосредственную компетенцию которых входит оказание такой помощи.
Например, благодаря вмешательству Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина были защищены права многодетной матери С. и права ее малолетних детей, которые нарушались должностными лицами государственных органов, а также Г., которая подлежала административному выдворению за пределы РФ, было разрешено отбыть в Азербайджан вместе с детьми. Изначально двоим ее малолетним детям было отказано в выезде вместе с матерью.*(8)
В регионах создаются специальные органы исполнительной власти, которые наделены специальными полномочиями по защите прав детей. Например, в Москве действует Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. Департамент уполномочен осуществлять межотраслевую координацию в области семейной и молодежной политики, а также координировать реализацию политики города Москвы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Департамент оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства.
Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы совместно с Московским институтом открытого образования и рядом экспертов была разработана и принята стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 годы. Цели названной программы соответствуют целям, обозначенным в Декларации и Плане действий "Мир, пригодный для жизни детей", которые были утверждены специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 г.
В своем Указе от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года" Президент РФ заявил о необходимости "создания специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ".
Президентом РФ был подписан Указ от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка". Согласно Указу Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, а обеспечением его деятельности занимается аппарат Общественной палаты РФ. Уполномоченному по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации;
проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в т.ч. на договорной основе.
Кроме того, Президент РФ рекомендовал органам государственной власти субъектов РФ учредить должность уполномоченного по правам ребенка.
Посты уполномоченных по правам ребенка, назначаемых органами законодательной власти, создавались начиная с 2001 г. во многих регионах России, в т.ч. в Москве. На сегодняшний момент в 16 субъектах РФ пост Уполномоченного по правам ребенка является самостоятельным институтом, и только в трех регионах Уполномоченный по правам ребенка является советником Губернатора, в одном регионе Уполномоченный создан при Губернаторе области, а в трех регионах такой Уполномоченный является заместителем регионального Уполномоченного по правам человека. С 1 октября 2009 г. при введении поста Уполномоченного по правам человека в Москве Московской городской Думой принято решение о ликвидации поста Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве и его замене должностью заместителя Уполномоченного по правам человека, отвечающего за права детей.
Уполномоченные по правам детей в субъектах РФ, как правило, имеют право посещать различные детские организации и учреждения и знакомиться с их работой, например, проводить осмотр состояния условий воспитания и содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях, условий оздоровления детей в летних загородных лагерях. По результатам таких выездов и проверок уполномоченные обычно готовят доклады и обращения в законодательные и правоохранительные органы власти, которых оценивают уровень защищенности прав и законных интересов детей, предоставляют полученные сведения органам, курирующим работу проверенных ими организаций и учреждений.
Так, в последние годы при содействии Уполномоченного по правам ребенка Москвы усовершенствовано законодательство города Москвы, связанное с реализацией и обеспечением прав детей. Приняты Законы города Москвы:
от 28 февраля 2007 г. N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве";
от 20 июня 2007 г. N 22 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве";
от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях";
от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства".*(9)
К основным направлениям работы Уполномоченного по правам ребенка относятся:
защита прав конкретного ребенка, помощь в восстановлении его нарушенных прав;
проведение независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами;
экспертиза правовых актов, участие в законотворческом процессе, внесение предложений в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей;
правовое просвещение детей, их родителей, специалистов.
К сожалению, ни на федеральном уровне, ни в регионах Уполномоченные по правам детей не имеют надлежащего законодательного и организационного основания для своей работы. Правительство РФ уже рассматривало, правда, безрезультатно, проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" в части отнесения к числу субъектов, осуществляющих содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, а также установления права уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ на обращение в суд в целях защиты прав и законных интересов ребенка либо неопределенного круга детей и участия в деле по своей инициативе для дачи заключения по делу.*(10)
Представляется, что на современном этапе закрепление должного статуса Уполномоченного по правам детей именно на федеральном уровне необходимо, т.к. он способен обеспечить специализированный механизм защиты прав детей, который может быть использован в конкретных, индивидуальных случаях нарушений прав детей наряду с другими способами защиты.
2. Оказывать постоянное содействие в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту прав и законных интересов ребенка, обязаны его родители. В ст. 61 СК РФ говорится о том, что и отец, и мать ребенка имеют равные родительские права и несут равные обязанности в отношении своих детей, которые по общему правилу прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия).
На родителей, которые каждый день общаются с ребенком, ложится основная "нагрузка" по обеспечению прав и законных интересов ребенка. Родители вправе выбирать, в каком городе ребенок будет проживать, в какой детский сад или школу он пойдет, где его лечить, куда отправлять на летний отдых и т.п.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст. 63 СК РФ). Родители обязаны контролировать, какие фильмы и передачи смотрит ребенок, в какое время он ходит гулять, успевает ли делать уроки, не посещает ли заведения и клубы, запрещенные для посещения детей.
Если жилищные условия семьи неудовлетворительные, например, если ребенок проживает в однокомнатной квартире с мамой, папой и бабушкой, то именно один из родителей вправе подать заявление в жилищный орган по месту жительства о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Усыновители, опекуны и попечители детей в своих правах и обязанностях приравниваются к родителям. Объем прав и обязанностей приемных родителей и патронатных воспитателей определяется договором с органами опеки и попечительства о передаче ребенка на воспитание.
3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты могут привлекаться к участию в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.
Примером может являться участие педагога в судебном процессе по гражданскому делу о лишении родительских прав и о порядке общения с ребенком или по уголовному делу о привлечении подростка к ответственности за хищение.
Участие педагогов и психологов может помочь ребенку "раскрыться" и без утайки рассказать о причинах своего поведения, выбора тех или иных действий, симпатиях и негативных эмоциях, а также помочь суду в определении индивидуальных особенностей личности ребенка. Кроме того, специалисты могут присутствовать при проведении следственных действий с участием подростков.
Специалисты различного профиля могут участвовать в круглых столах, на конференциях и семинарах, посвященных обсуждению и решению проблем детей, готовить доклады и вступать в защиту интересов детей в государственных органах и органах местного самоуправления.
4. Деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей ведется некоммерческими организациями, в т.ч. общественными объединениями (организациями).
В частности, региональная общественная организация по работе с детьми и молодежью НКО "Центр "Инновации" (Санкт-Петербург), в основном, ведет работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и имеющими детей. Организация оказывает социально-медицинскую и психологическую помощь детям и подросткам групп социального риска, проводит работу с детьми, рожденными от ВИЧ-инфицированных родителей, реализует программы по оказанию первой медицинской, социальной, психологической и педагогической помощи детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей, вовлеченным в уличную жизнь. Большое внимание уделяется организации досуговых мероприятий, профилактике наркомании. В рамках одного из проектов несколько раз в неделю работает автобусный маршрут по местам скопления "уличных" детей и подростков с целью оказания им неотложной материальной и социально-психологической помощи и необходимых консультаций. Проект "Права детей - детям" реализуется с января 2000 г. совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Санкт-Петербурге и включает практическую работу со случаями нарушений прав детей. Ведется издательская и аналитическая работа в данной области. Существенной частью работы является организация практики студентов вузов по обучению школьников по теме прав и обязанностей детей.*(11)