Статья 115. Порядок взыскания исполнительского сбора и наложения штрафа

Статья 115. Порядок взыскания исполнительского сбора и наложения штрафа
В случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель имеет право выносить постановление о наложении штрафа. Данное постановление выносится без составления протокола и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении.
Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 113 Закона об исполнительном производстве в случае нарушения законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо административный штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях.
В связи со внесенными в КоАП изменениями гл. 23 данного Кодекса дополнена нормой следующего содержания: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП. Согласно ч. 1 комментируемой статьи судебные приставы-исполнители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федерального органа исполнительной власти.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в КоАП, ст. 28.6 названного Кодекса дополнена ч. 1.1, согласно которой в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП, протокол об административном правонарушении не составляется. Рассмотрение же дел об административных правонарушениях, а также назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном КоАП с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.
Таким образом, с 1 февраля 2008 г. назначение административного наказания за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 17.14, 17.15 КоАП, судебными приставами-исполнителями осуществляется без составления протокола об административном правонарушении.
Представляется, что в остальных случаях обнаружения признаков правонарушений, подведомственных органам ФССП России, руководствуясь отсылочной нормой ст. 113 Закона об исполнительном производстве к нормам КоАП, необходимо составлять протокол об административных правонарушениях.
В случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о наложении штрафа без составления протокола об административном правонарушении, без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении данное постановление должно соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве. В частности, в нем должны быть указаны: наименование подразделения службы судебных приставов и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления. Кроме того, указанное постановление должно содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства РФ об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.
В настоящее время все вопросы об исполнительском сборе регулируются Законом об исполнительном производстве.
Рассматриваемая правовая норма устанавливает порядок взыскания исполнительского сбора. Понятие исполнительского сбора раскрывается как в данной конкретной правовой норме, так и в ином законодательстве, однако оно весьма противоречиво, в то время как характер возникающих в данном случае общественных отношений требует ясной и детальной правовой регламентации. Ввиду некоторого несовершенства законодательного текста возникает необходимость в его толковании. Так, в юридической литературе по вопросу о правовой природе исполнительского сбора высказаны различные точки зрения. Некоторые авторы рассматривают его в качестве государственной пошлины, другие - в качестве штрафной санкции*(128).
В связи с особой значимостью постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и наложении штрафа оно подлежит утверждению старшим судебным приставом. Под утверждением следует понимать проверку и санкционирование данного действия.
Законодатель не допускает обжалование в порядке подчиненности постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа. Согласно гл. 17 Закона об исполнительном производстве указанные постановления оспариваются только в суде, компетенция которого определяется в соответствии со ст. 128.
С заявлением об оспаривании указанных постановлений вправе обратиться лица, на которых судебным приставом-исполнителем возложена обязанность по уплате суммы исполнительского сбора или штрафа. Это связано с тем, что по-прежнему значительную часть рассмотренных дел составляют дела о признании незаконными постановлений о взыскании исполнительского сбора.
Согласно разъяснению Конституционного Суда РФ, изложенному в Постановлении N 13, исполнительский сбор является по своей сути санкцией штрафного характера, поэтому на него распространяются требования, предъявляемые к такого рода мерам юридической ответственности. Размер взыскания исполнительского сбора, установленный Законом об исполнительном производстве, представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу. Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения. При наличии указанных или иных существенных обстоятельств он может быть снижен правоприменителем, т.е. судом. Поэтому судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительского документа вызвано уважительными причинами. И лишь в том случае, если эти причины окажутся неуважительными, он вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора, в том числе в максимальном размере.
При взыскании исполнительского сбора и наложении штрафа следует также руководствоваться Методическими рекомендациями от 29.12.2007 N 12/04-15022-ВВ "О порядке применения некоторых положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".