Статья 11. Порядок заключения брака

Статья 11. Порядок заключения брака
1. Правила п. 1 комментируемой статьи устанавливают важное положение для лиц, вступающих в брак, - заключение брака производится в личном присутствии брачующихся. Следовательно, брак в Российской Федерации не может быть заключен через представителя. Данное положение носит императивный характер. Поэтому никакие причины, даже уважительные, подтвержденные соответствующими документами, по которым лица, вступающие в брак, не могут присутствовать в момент государственной регистрации, не являются основанием для заключения брака в отсутствие хотя бы одного из них.
Такая принципиальная позиция законодателя не случайна. Семья, как и брак, находятся под защитой государства, и государственная регистрация брака является важным юридическим фактом, на основании которого лица, вступающие в брак, приобретают статус супругов и между ними возникают правоотношения особого рода - супружеские, порождающие личные и имущественные взаимные права и обязанности. Поэтому лица, вступающие в брак, непосредственно перед его государственной регистрацией должны еще раз лично подтвердить свое намерение создать семью.
Анализ судебной практики также дает основание утверждать, что факт подачи заявления о заключении брака в орган загса сам по себе не может порождать регистрацию брака, необходимо личное присутствие брачующихся и выражение их воли непосредственно перед регистрацией брака. По этой причине Президиумом Верховного Суда Республики Татарстан было отменено решение суда I инстанции, который, с учетом долгого срока фактических брачных отношений, удовлетворил заявление К. об установлении факта регистрации брака с П., поскольку в день назначенной государственной регистрации он скончался*(40).
Комментируемая статья раскрывает общий характер порядка заключения брака, который представляет собой не что иное, как определенную последовательность совершения юридически значимых действий, направленных на возникновение супружеских семейных правоотношений, путем государственной регистрации брака. Данную совокупность следует признать юридической процедурой, как составной частью организационных отношений, необходимость которой обусловлена следующими целями: во-первых, эффективной охраны субъективных прав граждан; соблюдением законности и правопорядка в частноправовой сфере; профилактики правонарушений в частноправовой сфере; реализации информационной функции*(41). Невыполнение хотя бы одной из предусмотренных комментируемой статьей и рассмотренных ниже стадий юридической процедуры заключения брака дает основание считать брак не заключенным, т.е. не порождающим взаимных прав и обязанностей супругов.
Исходя из смысла п. 1 комментируемой статьи, основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. Порядок подачи заявления следует рассматривать как начальную стадию юридической процедуры заключения брака. Семейный кодекс РФ не устанавливает каких-либо требований, предъявляемых к форме и порядку подачи заявления о регистрации брака будущими супругами. Этот вопрос урегулирован нормами Закона об актах гражданского состояния. Так, в соответствии со ст. 25, 26 Закона об актах гражданского состояния лица, вступающие в брак, подают в письменной форме совместное заявление о заключении брака по своему выбору в любой орган загса на территории Российской Федерации. В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, что основано на положениях ст. 12 и 14 СК РФ (см. комментарий к ст. 12, 14 СК).
На основании ст. 26 Закона об актах гражданского состояния постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния"*(42) (с изм. от 2 февраля 2006 г.) утверждена форма N 7 бланка заявления о заключении брака. Таким образом, в заявлении о заключении брака указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак; фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак (паспорта, удостоверения личности офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы; военные билеты военнослужащих срочной службы, военных строителей и курсантов). Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что при подписании заявления используются добрачные фамилии лиц, вступающих в брак, что предусмотрено указанной выше формой N 7 заявления о заключении брака.
Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака п. 1 ст. 26 Закона об актах гражданского состояния устанавливает исчерпывающий перечень документов, подлежащих обязательному предъявлению в орган загса при подаче совместного заявления о заключении брака: документы, удостоверяющие личности вступающих в брак; документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее; разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним (см. комментарий к ст. 13 СК РФ). При подаче заявления о заключении брака лицами, вступающими в брак, должен быть представлен документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию брака, включая и выдачу свидетельства. В соответствии с п. 1 ст. 333.26 НК РФ размер государственной пошлины составляет 200 руб.
Учитывая то обстоятельство, что лица, желающие вступить в брак, не всегда могут лично явиться в орган загса для подачи совместного заявления, п. 2 ст. 26 Закона об актах гражданского состояния предусматривает возможность оформления волеизъявления лиц, вступающих в брак, отдельными заявлениями. Однако подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, должна быть нотариально удостоверена. Так, подлинность подписи может быть засвидетельствована нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе (ст. 36 Основ законодательства о нотариате), или нотариусом, занимающимся частной практикой (ст. 35 Основ законодательства о нотариате), а также главой местной администрации поселения и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса (ст. 37 Основ законодательства о нотариате) в соответствии с приказом Минюста России от 27 декабря 2007 г. N 256 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений"*(43).
Принимая заявление от будущих супругов, должностное лицо органа загса должно предупредить их об ответственности за сокрытие препятствий к заключению брака (см. комментарий к ст. 14 СК РФ), а также убедиться, осведомлены ли они о состоянии здоровья друг друга (см. комментарий к ст. 15 СК РФ), поскольку в соответствии с п. 8 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака, дает основание в отказе в государственной регистрации заключения брака.
Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что факт подачи заявления о заключении брака нельзя рассматривать как проявление бесповоротной воли мужчины и женщины создать семью. Подача такого заявления не порождает никаких правовых последствий и не связывает лиц, подавших его, взаимными обязательствами, поэтому они вправе отказаться от заключения брака в любое время, но только до момента его государственной регистрации.
Пункт 1 комментируемой статьи также устанавливает правила о сроках подачи в орган загса заявления о регистрации брака. По общему правилу брак регистрируется по истечении месяца со дня подачи будущими супругами заявления в органы загса. Данный срок установлен законодателем, во-первых, с целью проверки будущими супругами серьезности своего намерения создать семью, во-вторых, для подачи в орган загса заинтересованными лицами заявления о наличии препятствий к заключению брака между конкретными лицами, вступающими в брак, и проверки органом загса достоверности такого заявления. Поэтому период с момента принятия заявления о заключении брака должностным лицом органа загса до назначенного дня государственной регистрации брака следует рассматривать как вторую стадию юридической процедуры заключения брака.
Следует иметь в виду, что к исчислению срока подачи заявления о заключении брака применяется общее правило об исчислении сроков, предусмотренное гл. 11 ГК РФ. Так, в соответствии со ст. 191 ГК РФ течение месячного срока начинается на следующий день после подачи заявления о заключении брака, который истечет в соответствующее число последнего месяца срока (п. 3 ст. 192 ГК РФ). Причем если окончание месячного срока приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ). А в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
Однако из общего правила законодателем предусмотрены исключения: месячный срок может быть как увеличен, так и сокращен. Пункт 3 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния прямо предусматривает, что изменение срока государственной регистрации брака производится только руководителем органа загса по совместному заявлению лиц, вступающих в брак.
Возможность изменения срока регистрации брака законодатель связывает с наличием у лиц, вступающих в брак, уважительных причин, на основании которых орган загса может либо сократить, либо увеличить установленный законом срок. Причем если прежнее законодательство, регулирующее семейные правоотношения, предусматривало возможность увеличения срока государственной регистрации брака до трех месяцев (ст. 14 КоБС), то комментируемая статья устанавливает вероятность увеличения срока не более чем еще на месяц. Таким образом, общий срок с момента подачи заявления до регистрации брака не должен превышать двух месяцев. Следует отметить, что какого-либо перечня уважительных причин СК РФ не содержит, из чего можно сделать вывод, что этот вопрос решается руководителем органа загса по существу в каждом отдельном случае, исходя из конкретных жизненных обстоятельств. Вместе с тем можно предположить, что такими уважительными причинами могут быть, в частности, беременность, предстоящая длительная командировка, призыв на службу в армию, необходимость госпитализации, скорый переезд в другой город и т.д.
Помимо уважительных причин, изменение срока регистрации брака возможно при наличии особых обстоятельств, при которых закон допускает возможность регистрации брака в день подачи заявления. В этом случае законодатель приводит примерный перечень таких обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон) в п. 1 комментируемой статьи. Данный перечень не носит исчерпывающего характера.
При подаче заявления об изменении срока регистрации брака необходимо наличие особых обстоятельств и уважительных причин подтвердить документально, если это представляется возможным.
2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит общее положение о том, что государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Такой порядок определен ст. 27 Закона об актах гражданского состояния. Установленный законом порядок государственной регистрации брака следует рассматривать как третью стадию юридической процедуры заключения брака.
Как говорилось выше, регистрация брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении органа загса по месту подачи заявления о заключении брака. Ранее семейное законодательство прямо предусматривало, что заключение брака производится торжественно, а органы загса обеспечивают торжественную обстановку регистрации брака при согласии на это лиц, вступающих в брак (ст. 14 КоБС). Семейный кодекс РФ, как и Закон об актах гражданского состояния, не содержат обязательного положения о торжественной регистрации брака. В соответствии с п. 5 Закона об актах гражданского состояния регистрация брака в торжественной обстановке производится по желанию лиц, вступающих в брак. Представляется, что такое желание должно быть выражено указанными лицами при подаче в орган загса заявления о заключении брака. Также следует обратить внимание и на то, что ни СК РФ, ни Закон об актах гражданского состояния, ни иные правовые акты не предусматривают обязательное присутствие свидетелей при регистрации брака.
Учитывая обстоятельства, при которых лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине явиться в орган загса для регистрации брака, п. 6 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния предусматривает возможность государственной регистрации заключения брака на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак. Данное положение дает возможность, с одной стороны, не нарушать правила, установленные п. 1 комментируемой статьи, а, с другой стороны, - учитывать особые жизненные обстоятельства лиц (одно из них), вступающих в брак. Регистрация брака в указанном порядке, как представляется, производится по решению руководителя органа загса, на основании обращения данных лиц при предъявлении документов, подтверждающих уважительность причины, по которой эти лица (одно из лиц) не могут явиться в орган загса.
Особые правила Законом об актах гражданского состояния установлены для государственной регистрации заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы. В соответствии с п. 7 ст. 27 указанного закона государственная регистрация такого брака производится в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения, по согласованию с руководителем органа загса.
Государственная регистрация заключения брака производится органом загса посредством составления записи акта о заключении брака, на основании которой лицам, вступающим в брак, выдается свидетельство о заключении брака. В документах, удостоверяющих личности лиц, вступивших в брак, производится отметка о государственной регистрации заключения брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого супруга, места и времени регистрации брака (п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828*(44)). Указанные юридические действия следует рассматривать как завершающую стадию юридической процедуры заключения брака, с момента которой лица, вступившие в брак, приобретают статус супругов и становятся субъектами отношений, регулируемых семейным законодательством.
3. Пункт 3 комментируемой статьи предоставляет лицу, желающему вступить в брак, право обжаловать в суд отказ органа загса в регистрации брака. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Жалоба на отказ органа загса в регистрации брака может быть подана гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа загса, действие (бездействие) которого оспаривается. При этом суд должен руководствоваться Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Как справедливо отмечается в юридической литературе, правило, установленное п. 3 комментируемой статьи, следует применять и на необоснованный отказ сократить (увеличить) срок регистрации, а также зарегистрировать брак в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств*(45).