Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
1-3. В ст. 122 СК РФ закреплены правовые основы процедуры выявления и учета детей, оставшихся без родительского попечения. При этом в п. 1 и 3 закреплен ряд обязанностей, которые подлежат последовательному (стадийному) исполнению в рамках указанной процедуры. Во-первых, это информационная обязанность должностных лиц различных учреждений, прежде всего детских образовательных и лечебных учреждений. Содержанием этой обязанности является предоставление информации о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию (оставшихся без родительского попечения), в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Во-вторых, далее орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка (в течение трех дней со дня получения указанных сведений) и обеспечивает защиту прав и интересов ребенка (решаются вопросы его проживания, лечения и прочее) вплоть до решения вопроса о его устройстве (при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников).
В-третьих, впоследствии орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в п. 1 ст. 122 СК РФ (информация о детях, оставшихся без родительского попечения), обеспечивает устройство ребенка с соблюдением установленного ст. 123 СК РФ приоритета семейных форм устройства ребенка. Однако при невозможности передать ребенка на воспитание в семью сведения о таком ребенке по истечении указанного срока орган опеки и попечительства направляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Точно так же орган опеки и попечительства действует в случае получения от руководителей организаций (образовательных и др.), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, информации о том, что конкретный ребенок может быть передан на воспитание в семью (п. 2 ст. 122 СК РФ).
В-четвертых, затем уже орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ. При отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Одним из элементов процедуры выявления и учета детей, оставшихся без родительского попечения, является направление информации о таких несовершеннолетних в банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которые подразделяются на региональные и федеральный банки данных. В совокупности эти банки составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, порядок формирования и пользования (условия доступа) которым определяется Федеральным законом о банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 этого акта, отмеченный государственный банк данных о детях - это совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В п. 4 ст. 122 СК РФ сформулировано общее отсылочное правило об ответственности руководителей организаций и должностных лиц, указанных в пп. 2 и 3 этой статьи органов за нарушение информационных обязанностей, предусмотренных этой статьей, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью. Такая ответственность в виде административного штрафа наступает в соответствии со ст. 5.36 КоАП РФ.