Статья 169. Применение норм настоящего Кодекса

Статья 169. Применение норм настоящего Кодекса
1. Закрепленные в комментируемой статье темпоральные нормы*(393) позволяют сформулировать следующие правила их применения.
Во-первых, нормы нового СК РФ применяются к семейным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Это означает, что новый закон обладает силой будущего времени с момента введения его в действие.
Во-вторых, к правоотношениям, возникшим и существовавшим до введения в действие СК РФ, применяется ранее действовавшее семейное законодательство. Указанное правило правоприменения основано на том, что нормы законов, признанные утратившими силу ("старые" законы), даже будучи замененными новыми, навсегда не умирают и подлежат применению к тем правам и обязанностям, которые возникли до введения в действие СК РФ.
В-третьих, комментируемая статья предусматривает еще одно основное правило ее правоприменения, образуемое соединением первых двух: если семейное правоотношение сложилось во время действия старого закона, но в рамках этого длящегося правоотношения возникли права и обязанности после введения в действие нового закона, такое семейное правоотношение оказывается в правовом поле действия и прежнего, и нового законов:
- в части прав и обязанностей, возникших до 1 марта 1996 г., т.е. до введения в действие СК РФ, должны применяться нормы, в частности, КоБС РСФСР;
- в части прав и обязанностей, возникших 1 марта 1996 г. и позднее, должны применяться нормы СК РФ.
2. Действовавшее на момент принятия СК РФ гражданско-процессуальное законодательство не позволяло сразу ввести в действие судебный порядок усыновления детей. Для реализации этого впервые установленного в СК РФ института требовалось внести соответствующие изменения в гражданско-процессуальный закон, что и было сделано посредством принятия Федерального закона от 21 августа 1996 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР". Поэтому до 27 сентября 1996 г. (с этой даты вступил в силу Федеральный закон N 124-ФЗ) продолжал действовать прежний административный порядок усыновления детей, предусмотренный ст. 98 КоБС РСФСР. Однако и при его применении с 1 марта 1996 г. обязательным являлось соблюдение требований норм гл. 19 СК РФ об основаниях и условиях усыновления и норм ст. 165 СК РФ об условиях усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства.
3. СК РФ по-новому определяет время прекращения брака при его расторжении в суде (ст. 25). Если согласно ст. 40 КоБС РСФСР брак считался прекращенным со времени регистрации развода в книге регистрации актов гражданского состояния, то теперь с этим моментом закон связывает только прекращение брака, расторгаемого в органах загса, тогда как брак, расторгаемый судом, считается прекращенным со дня вступления решения суда в законную силу. Указанное правило применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 г. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния. Введение нового порядка определения момента прекращения брака при разводе обусловило возложение на суды дополнительной обязанности. Теперь суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из решения в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.
Следует отметить, что комментируемый п. 3 ст. 169 СК РФ устанавливает момент прекращения брака в зависимости от того, когда брак был расторгнут судом, до 1 мая 1996 г. или после 1 мая 1996 г. Как видно, под правовое регулирование не попали случаи расторжения брака до 1 мая 1996 г. Вместе с тем к таким случаям должен был применяться новый порядок, установленный ст. 25 СК РФ*(394).
4. В соответствии с общим правилом, предусмотренным СК РФ, на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, установленных в самом СК РФ (ст. 9). В соответствии с комментируемым пунктом к требованию супруга о признании недействительным брака в связи с сокрытием другим супругом при вступлении в брак венерической болезни или ВИЧ-инфекции (п. 3 ст. 15 СК РФ) применяются сроки исковой давности, установленные ст. 181 ГК РФ для признания оспоримой сделки недействительной. Соответственно данный иск может быть предъявлен в течение года со дня, когда другой супруг узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания брака недействительным.
5. До принятия и введения в действие СК РФ предусматривалась и ранее возможность заключения брачного договора (ст. 256 ГК РФ) или соглашения об уплате алиментов (ст. 67 КоБС РСФСР), в связи с чем в комментируемом пункте предусмотрена возможность их дальнейшего юридического существования только при условии соответствия их положений нормам, регулирующим соответствующие институты в СК РФ (гл. 8, 16 СК РФ).
6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи нормативные положения, установленные в ст. 34-37 СК РФ, имеют обратную силу, т.е. распространяют свое действие на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие СК РФ*(395).
Таким образом, состав общесупружеского или личного имущества каждого из супругов, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым супругами до 1 марта 1996 г., будет определяться по нормам СК РФ.
7. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи исключением из общего правила о признании юридической силы только за браками, заключенными в органах записи актов гражданского состояния, являются браки граждан Российской Федерации, совершенные по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях государственных органов загса. Следует также отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"*(396) акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации. Естественно, что такие исключительные обстоятельства в практике встречаются все реже и реже, и правоприменение этих положений в основном имеет место при необходимости оформления наследства потомками лиц, состоявших в фактических брачных отношениях в годы войны.