Статья 124. Декларирование товаров

Статья 124. Декларирование товаров
1. Анализ п. 1 ст. 124 показывает, что:
1) декларирование товаров производится:
а) путем заявления об этих товарах в таможенной декларации;
б) иным способом, прямо установленным в ТК;
2) декларирование может иметь:
а) письменную форму: в этом случае заполняется бланк таможенной декларации установленного образца (с необходимым количеством экземпляров);
б) устную форму: в этом случае декларант заявляет (на словах) о количестве и видах товаров;
в) электронную форму. Она допускается в той мере, в какой:
- это прямо предусмотрено в нормах ТК;
- соблюдаются нормы Закона об ЭЦП;
г) конклюдентную форму (например, на вопрос о том, не вывозится ли запрещенный к вывозу товар, лицо ответило молчанием;
лицо предъявило сам товар и т.п.).
Следует обратить внимание на то, что с 01.10.09 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 124 Законом N 207 от 24.07.09) положения абзаца первого п. 1 ст. 124 распространены и на случаи, когда подается неполная таможенная декларация, периодическая или, временная таможенная декларация (а не только при подаче полной таможенной декларации);
3) сущность декларирования состоит в том, что таможенному органу представляются сведения о товарах, об их таможенном режиме (например, о том, что они временно вывозятся), другие сведения, необходимые для таможенных целей.
2. Применяя правила п. 2, 3 ст. 124, нужно учесть, что:
1) в подп. 1-12 п. 3 ст. 124 перечислены лишь основные сведения, которые указываются в таможенной декларации. Наряду с ними в ряде случаев (в зависимости, например, от вида таможенного режима, вида товара и т.д.) в нормах ТК установлены и иные сведения, которые необходимо указать в таможенной декларации;
2) сведения, указанные в таможенной декларации, должны ограничиваться только кругом сведений, необходимых для:
а) исчисления и уплаты (взимания таможенных платежей, НиС (см. об этом комментарий к ст. 318-354 ТК);
б) целей ведения таможенной статистики (см. об этом комментарий к ст. 26-28 ТК);
в) целей обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
3) таможенная декларация заполняется либо:
а) лично декларантом (см. о нем комментарий к ст. 126, 127 ТК);
б) таможенным брокером (см. о нем комментарий к ст. 139-148 ТК).
См. также Инструкцию о порядке заполнения Пассажирской таможенной декларации (утв. приказом ГТК от 19.05.2004 N 590) и Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации (утв. приказом ФТС от 04.09.07 N 1057).
3. Характеризуя правила п. 4-7 ст. 124, нужно сказать, что:
1) в таможенной декларации указываются также сведения о перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации валюте (в том числе и валюте Российской Федерации). Эти сведения должны соответствовать не только ТК, но также и положениям Закона о валюте и актов органов валютного регулирования, т.е. ЦБ РФ и Правительства РФ;
2) таможенная декларация должна быть подписана (а если лицо имеет печать, то и скреплено печатью);
3) формы и таможенной декларации, и самого декларирования утверждаются ФТС. При этом Минэкономразвития (а с 12.05.06 - Правительство РФ либо по его поручению - ФТС) вправе сокращать перечень сведений, указываемых в таможенной декларации (по сравнению со сведениями, которые должны быть указаны в таможенной декларации в соответствии с нормами ТК). См. об этом также приказ ФТС от 03.08.06 N 724 "Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации" и письмо ФТС от 26.03.08 N 01-11/11266 "О проставлении отметок, свидетельствующих о проведении таможенного контроля";
4) перечень сведений, подлежащих включению в таможенную декларацию, и формы таможенной декларации (также формы представления указанных сведений) подлежат официальному опубликованию. При этом соответствующие нормативные акты вступают в силу:
а) не ранее чем по истечении 90 календарных дней, отсчитываемых со следующего дня после дня их официального опубликования (например, в БНА или в "Российской газете");
б) в более короткие сроки, если:
- акты таможенного законодательства и иные правовые акты (в соответствии с которыми данный нормативный акт ФТС был издан) вступают в силу в более короткие сроки;
- нормативным актом ФТС устанавливается более льготный порядок декларирования (см. об этом комментарий к ст. 5 ТК).
4. Правильному применению ст. 124-126 ТК будет способствовать учет положений:
1) Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 872 (в ред. от 22.07.2006) "О Справке прилагаемой к грузовой таможенной декларации";
2) Приказа Минэкономразвития РФ от 22.12.2005 N 339 "Об особенностях декларирования отдельных товаров в грузовой таможенной декларации";
3) Приказа Минэкономразвития РФ от 10.08.2005 N 186 "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД";
4) Приказа ГТК РФ от 21.08.2003 N 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации".
5) Приказа ФТС от 26 09.08 N 1202 "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД";
6) Приказа ФТС от 04.05.08 N 528 "Об утверждении формы заявления физического лица и порядка его заполнения";
7) приказа ФТС от 04.09.07 N 1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения ГТД и транзитной декларации" (в ред. от 22.09.08), а также писем ФТС от 22.02.08 N 01-11/5836 и от 04.02.09 N 01-11/4631;
8) Приказа ФТС N 907 от 21.09.06 "Об особенностях заявления сведений в грузовой таможенной декларации при декларировании юридическими лицами валюты и ценных бумаг". Отдельным вопросам декларирования товаров посвящены также следующие приказы ФТС: N 536 от 25.04.07 (в ред. от 11.02.09); от 05.06.08 N 532; от 04.05.08 N 528; от 24.01.08 N 52.