Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Требования по охране окружающей среды на стадии эксплуатации и вывода из эксплуатации объекта можно подразделить на две группы: общие и специальные. Общие требования следует понимать как общеобязательные, распространяемые на все категории хозяйственных объектов. В их числе - соблюдение нормативов качества окружающей среды в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий, использование наилучших существующих технологий, осуществление рекультивации земель, благоустройства территории, проведение необходимых мероприятий по восстановлению природной среды при выводе объекта из эксплуатации и т.д. Согласно ст. 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Санитарными правилами предусматриваются гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы. Из них следует, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; получать санитарно-эпидемиологическое заключение специально уполномоченного федерального органа власти на все изменения технологического процесса и т.д.
Наряду с санитарными правилами, требования по эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов предусматриваются земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации и субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами. Суть этих заключается в том, что Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны муниципального образования индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 ГрадК РФ).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится под и над их поверхностью и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Наконец, в качестве еще одного общего требования по эксплуатации зданий, строений и сооружений выделим необходимость соблюдения обязанностей в сфере обращения с отходами производства и потребления. Согласно ст. 11 Закона об отходах, индивидуальные предприниматели и юридические лица в ходе деятельности по эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Им предписывается разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений и т.д.
Специальные требования распространяются лишь на отдельные категории промышленных предприятий, конкретизируя в сторону ужесточения экологические требования для них. Так, при эксплуатации опасных производственных объектов дополнительно действуют правила и требования, установленные, например, Законом о промышленной безопасности. Такими опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к названному закону. Например, к их числу относят объекты, на которых производятся, используются, перерабатываются взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, характеристики которых приведены в данном Приложении. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции опасного производственного объекта, а также изготовлению, монтажу, обслуживанию, ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, иные виды деятельности могут осуществляться только на основании соответствующей лицензии, выданной специально уполномоченным федеральным органом.
Все технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности. Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации. Установлена обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, которые разрабатываются в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. И это не исчерпывающий перечень.
В качестве дополнительных требований при эксплуатации различных хозяйственных объектов можно рассматривать требования охраны природных объектов. Так, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ст. 60 ВК РФ).
Ряд специальных требований предусмотрен и для вывода из эксплуатации экологически опасных производств и объектов. Так, согласно ст. 14 Закона о газоснабжении, организация - собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией - собственником Единой системы газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении. Специальным требованием здесь является проведение особых согласований.
Однако наиболее детально особенности вывода из эксплуатации сформулированы для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Согласно ст. 33 Закона об атомной энергии, порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения должны быть предусмотрены в проекте объекта использования атомной энергии в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии. Порядок формирования источников финансирования работ по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения устанавливается Правительством РФ и должен быть определен до ввода их в эксплуатацию.
Предложения о выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов их хранения до израсходования установленного в проекте объекта использования атомной энергии ресурса или предложения об ограничении проектных технико-экономических показателей их работы могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями) при наличии соответствующих обоснований. Решения о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются органами, принявшими решения об их сооружении, или соответствующими их правопреемниками и доводятся до сведения эксплуатирующей организации заблаговременно с учетом технологических и экологических возможностей эксплуатирующей организации. В случае принятия решения о досрочном выводе из эксплуатации или об ограничении эксплуатационных характеристик ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, не вызванном техническими или экологическими причинами, убытки, причиненные принятием такого решения, подлежат возмещению за счет средств соответствующих органов или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", принявших это решение. Решение о возмещении убытков (при наличии спора) принимается в судебном порядке.
2. Необходимые требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов предусмотрены в проекте Федерального закона "О техническом регламенте "О безопасности зданий и сооружений". Так, согласно ст. 35 Проекта, параметры и другие характеристики конструкций и систем инженерного обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации для стадии эксплуатации, приведенным ст. 14 рассматриваемого технического регламента (см. комментарий ст. 36). Указанное соответствие должно подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок или мониторинга, проводимых по программе, разработанной собственником здания или сооружения или, по его поручению, управляющей организацией с учетом требований проектной документации. Собственник или управляющая организация по своей инициативе могут заказать разработку эксплуатационной документации, в том числе паспорта объекта, содержащей конкретные правила контроля соответствия параметров и других характеристик конструкций и систем инженерного обеспечения требованиям проектной документации.
При обнаружении выхода параметров и (или) других характеристик конструкций и (или) систем инженерного обеспечения за пределы, установленные в проектной документации для стадии эксплуатации, соответствующие дефекты должны быть квалифицированы как критические (т.е. требующие для их устранения проведения ремонта с приостановкой эксплуатации или полного прекращения эксплуатации) или как некритические, которые могут быть устранены в процессе текущего ремонта без прекращения эксплуатации. Соответствие требованиям проектной документации параметров и других характеристик конструкций и систем инженерного обеспечения здания или сооружения повышенного уровня ответственности может являться объектом автоматизированного мониторинга, осуществляемого непосредственно в здании или сооружении. Решение о проведении мониторинга принимает собственник здания или сооружения, если нормативными правовыми актами РФ или органов власти субъектов РФ не предусмотрена обязательность проведения мониторинга для таких зданий или сооружений.
Решение о приостановке эксплуатации для устранения выявленных дефектов, или о полном прекращении эксплуатации, или об устранении выявленных дефектов путем текущего ремонта должно быть принято собственником здания или сооружения или, по его поручению, управляющей организацией в порядке, установленном законодательством и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Ответственность за безопасную эксплуатацию несет владелец здания или сооружения.
При прекращении эксплуатации (ст. 36 Проекта) собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу в здание людей и животных, а также мероприятия по утилизации строительного мусора и переработке во вторичное сырье материалов, полученных от разборки здания или сооружения. При сносе здания или сооружения при подготовке строительства на освобождаемой территории лицо, осуществляющее строительство, должно принять меры в соответствии с проектной документацией на новое строительство.
По общему правилу, собственник здания или сооружения, подлежащего сносу на территории, застройка которой не планируется, должен заказать разработку проекта сноса, в котором должны быть предусмотрены технические решения по сносу, обеспечивающие безопасность населения, окружающей среды, существующих зданий и сооружений и инженерной инфраструктуры, в том числе действующих подземных коммуникаций.
В проекте должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению вывоза и утилизации материалов и мусора, оставшихся после сноса здания или сооружения, а также, если не планируется новое строительство на месте снесенного здания или сооружения, по благоустройству территории и, при необходимости, по рекультивации земель.
При необходимости прекращения или приостановки строительства на срок более 6 месяцев (ст. 34 Проекта) застройщиком (заказчиком) или по его заказу лицом, осуществляющим строительство, должна быть осуществлена консервация объекта - приведение его и строительной площадки в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность для граждан и окружающей среды. Мероприятия по консервации должны быть согласованы проектной организацией - автором проекта. Информация о консервации объекта должна быть направлена застройщиком (заказчиком) органу государственного надзора для принятия решения о приостановке или прекращения осуществления надзорных мероприятий в отношении объекта.

Похожее