Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,

Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки

1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки сопровождается неизбежным техногенным воздействием на объекты окружающей среды:
- химическим загрязнением почв, грунтов, горизонтов подземных вод, поверхностных водоемов и водотоков, атмосферного воздуха веществами и химреагентами, используемыми при проходке скважин, буровыми и технологическими отходами, а также природными веществами, получаемыми в процессе испытания скважин;
- физическим нарушением почвенно-растительного покрова, грунтов зоны аэрации, природных ландшафтов на буровых площадках и по трассам линейных сооружений (дорог, трубопроводов), прокладываемых при строительстве скважин;
- нарушением естественного режима многолетнемерзлых грунтов в криолитозоне с возможной деградацией верхних горизонтов;
- изъятием водных ресурсов;
- нарушением температурного режима экзогенных геологических процессов (термоэрозия, заболачивание, просадки и др.) с их возможным негативным проявлением в техногенных условиях на буровых площадках, по трассам дорог и трубопроводов, линий электропередач.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. Эти специальные требования установлены комментируемой статьей:
- должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды;
- должны предусматриваться эффективные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
- должны предусматриваться эффективные меры по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов;
- наличие проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель;
- наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
В связи с отсутствием единого закона, регулирующего правоотношения в сфере добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки требования в области охраны окружающей среды при осуществлении этих процессов можно найти в различных нормативных правовых актах. Поскольку нефтегазодобывающее производство, переработка, хранение нефти, газа и продуктов их переработки происходит с непосредственным использованием недр, пользователи обязаны соблюдать требования Закона о недрах: обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Разработка месторождений полезных ископаемых должна осуществляться в соответствии с утвержденными техническими проектами, которые подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить: строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты. Пользователями недр должны соблюдаться требования по обеспечению безопасного ведения работ: систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей; осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов (ст. 24 Закона о недрах).
Так как добыча нефти и газа происходит всегда с нарушением почвенного слоя земли, пользователи обязаны соблюдать земельное законодательство. В соответствии с ЗК РФ при проведении работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (ст. 13). Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода (ст. 88 ЗК РФ).
ВК РФ установлены требования по охране подземных водных объектов: физические и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов. В случае если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов (ст. 59).
Законом об охране атмосферного воздуха установлены требования при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности: при проектировании, размещении, строительстве должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами; в проектах строительства должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию; при вводе в эксплуатацию должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух; на объектах хозяйственной и иной деятельности должны быть предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установки очистки газов и средства контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 16).
В соответствии с ЛК РФ для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду предоставляются лесные участки (ст. 43). В целях размещения объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Обустройство объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории. При осуществлении использования лесов в целях разработки месторождений полезных ископаемых не допускается: валка деревьев и расчистка лесных участков от древесной растительности с помощью бульдозеров, захламление древесными остатками приграничных полос и опушек, повреждение стволов и скелетных корней опушечных деревьев, хранение свежесрубленной древесины в лесу в летний период без специальных мер защиты; затопление и длительное подтопление лесных насаждений; захламление лесов строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором; загрязнение лесов химическими и радиоактивными веществами; проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.
Лица, осуществляющие использование лесов в целях разработки месторождений полезных ископаемых, обеспечивают: регулярное проведение очистки используемых лесов и примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором; восстановление нарушенных производственной деятельностью дорог, осушительных канав, дренажных систем, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек, аншлагов, элементов благоустройства территории лесов; консервацию или ликвидацию объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, по истечении сроков выполнения соответствующих работ, и рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации указанных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с законодательством Российской Федерации; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц; максимальное использование земель, занятых квартальными просеками, лесными дорогами, и других непокрытых лесом земель в целях планирования и проведения сейсморазведочных работ, в том числе перебазировки подвижного состава и грузов.*(59)
2. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Строительство скважины по добычи нефти и газа может быть начато только при наличии утвержденного в установленном порядке проекта. Скважина любой категории должна закладываться за пределами охранных зон линий электропередач, магистральных нефтегазопроводов, водозаборных и других промышленных и гражданских объектов. При строительстве скважин на плодородных землях и землях активного сельхозпользования в процессе проведения подготовительных работ к монтажу бурового оборудования необходимо снимать и отдельно хранить плодородный слой для последующей рекультивации. Площадки для буровой установки следует планировать с учетом естественного уклона местности и обеспечения движения сточных вод в систему их сбора. Сточные воды установок подготовки нефти, газа и газового конденсата должны подвергаться нейтрализации, очистке и утилизации согласно техническим решениям, установленным проектом.
Объекты обустройства нефтяного месторождения (здания и сооружения по добыче нефти) должны иметь следующие минимальные расстояния: до жилых зданий - 300 м., до общественных зданий (здравпункты и т.п.) - 500 м., до сельскохозяйственных предприятий - 100 м. и т.д.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов проводится в строго установленном порядке. При приемке в эксплуатацию, помимо проверки соответствия объектов проектной документации и требованиям безопасности, устанавливается готовность организации к эксплуатации объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства.
В последние годы нефтедобывающими предприятиями в производство внедряются различные технологические решения, направленные на утилизацию отходов бурения. Все известные технологии переработки нефтешламов по методам переработки можно разделить на следующие группы:
- термические - сжигание в открытых амбарах, печах различных типов, получение битуминозных остатков;
- физические - захоронение в специальных могильниках, разделение в центробежном поле, вакуумное фильтрование и фильтрование под давлением;
- химические - экстрагирование с помощью растворителей, отвердение с применением цемента, жидкого стекла, глины и органических (эпоксидные и полистирольные смолы, полиуретаны и др.) добавок;
- физико-химические - применение специально подобранных реагентов, изменяющих физико-химические свойства, с последующей обработкой на специальном оборудовании;
- биологические - микробиологическое разложение в почве непосредственно в местах хранения, биотермическое разложение.
Большие объемы отходов преимущественно накапливается в шламовых амбарах. В процессе эксплуатации амбары заполняются буровыми и тампонажными растворами, буровыми сточными водами и шламом, пластовыми водами, продуктами испытания скважин, материалами для приготовления и химической обработки буровых и тампонажных растворов, ГСМ, хозяйственно-бытовыми сточными водами и твердыми бытовыми отходами, ливневыми сточными водами. Строительство амбаров практически заключается в выемке определенного объема грунта и обваловании полученного котлована. Гидроизоляция дна и стенок амбара не производится. При такой конструкции избежать фильтрации жидкой фазы и попадания ее на окружающий ландшафт практически невозможно. Наиболее распространенный способ ликвидации шламовых амбаров выглядит следующим образом. Амбары освобождают от жидкой фазы, которую направляют в систему сбора и подготовки нефти с последующим использованием ее в системе поддержания пластового давления. Оставшийся шлам засыпают минеральным грунтом. Описанный способ ликвидации шламовых амбаров имеет ряд серьезных недостатков, одним из которых является содержание в буровом шламе достаточно высоких концентраций нефтеуглеводородов, тяжелых металлов в подвижной форме, АПАВ и других токсичных веществ*(60).
Одним из наиболее безопасных способов утилизации амбаров является рекультивация шламовых амбаров без их засыпки. При этом сохраняется экосистема на территории водоохранных зон за счет отказа от размещения карьеров для добычи песка, стимулируется процесс восстановления растительного покрова и ускоряется включение нарушенных земель в биосферный процесс аккумуляции углекислого газа в биомассе растений; происходит увеличение биоразнообразия природных; предотвращение развития водной и ветровой эрозий, ведущих к образованию микропустынь.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, должны предусматриваться эффективные меры по сбору нефтяного (попутного) газа. Ежегодно в России в результате сжигания попутных нефтяных газов в атмосферу попадает более миллиона тонн загрязняющих веществ, включая углекислый газ, диоксид серы и сажевые частицы. Выбросы, образующиеся при сжигании попутных нефтяных газов составляют 30% от всех выбросов в атмосферу в Западной Сибири, 2% от выбросов от стационарных источников в России. Специфика добычи попутного нефтяного газа состоит в том, что он является побочным продуктом нефтедобычи. Попутный нефтяной газ представляет собой смесь газо- и парообразных углеводородных и неуглеводородных компонентов, выделяющихся из нефтяных скважин и из пластовой нефти при её разгазировании. В России ежегодно извлекается около 55 млрд. м3 попутного нефтяного газа и лишь порядка 15-20 млрд. м3 используется в химической промышленности.
Остальной объем газа, как правило, просто сжигается в факелах. Общее количество факельного хозяйства в России - 1841. Обеспечено приборами учета сжигаемого попутного газа на 49 процентов, всего в наличии 902, отсутствуют 939. В Приволжском округе общее количество факельных систем 830, обеспечено приборами учёта сжигаемого попутного газа 319, на 511 такие приборы отсутствуют. По Уральскому федеральному округу - 711 факельных установок; обеспечены приборами учёта 437, отсутствуют 274. Приборы учёта извлекаемых ресурсов попутного нефтяного газа на объектах отсутствуют, учёт ведётся расчётным путём. То есть сама добыча газа на скважине никаким образом не фиксируется. Учёт ведётся расчётным путём - умножением объёмов добываемой нефти на величину газового фактора. Погрешность таких измерений достаточно высока*(61). Таким образом, подсчитать точно, сколько сжигается попутного газа невозможно. По неофициальным данным, в РФ ежегодно сжигается порядка 20-25 млрд. м3 попутного газа.
В США законодательно запрещено сжигание более трех процентов попутного нефтяного газа, в Норвегии полностью запрещено сжигание газа. Казахстан запретил промышленную разработку нефтегазовых месторождений без утилизации попутного нефтяного газа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" поставлена задача - к 1 января 2012 года перерабатывать не менее 95 процентов попутного газа.
Решение проблемы утилизации попутного газа - это не только вопрос экологии и ресурсосбережения, попутный нефтяной газ - ценнейшее топливно-энергетическое и химическое сырье. Только утилизация объемов попутных нефтяных газов, переработка которых является экономически рентабельной, позволила бы ежегодно производить до 5-6 млн. тонн жидких углеводородов, 3-4 млрд.м.куб. этана, 15-20 млрд.м.куб. сухого газа или 60-70 тыс. ГВт/ч электроэнергии.*(62)
3. При разработке проектной документации на строительство скважин, обустройство и разработку нефтяных и газовых месторождений проектная организация должна осуществить анализ опасности и риска проектируемых объектов. Проектная документация на строительство, реконструкцию, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, технические устройства, здания и сооружения, используемые на таких объектах, а также декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности.*(63) В предпроектной документации и рабочем проекте на строительство скважин для добычи нефти и газа должны быть обоснованы: изъятие природных ресурсов; уровень экологической опасности получаемого сырья (нефть, конденсат, минерализованная вода, газ) и образующихся отходов бурения; уровень экологической опасности (возможный экологический риск) строительства скважин и дальнейшей их эксплуатации, включая оценку воздействия скважин на нефть и газ на окружающую среду при нормальном режиме работы скважин и при возникновении аварий.
Кроме этого, при экологическом обосновании планируемого строительства скважин должны быть учтены: региональные особенности территории, потенциал ландшафта; состояние экосистем, их устойчивость к возможному воздействию, способность к восстановлению; перспективы социально-экономического развития региона, исторические, культурные, этнические и другие интересы местного населения.
Экологическое обоснование строительства скважин в предпроектных (проектных) материалах должно содержать: информацию о природной среде (природные условия) и хозяйственном использовании территории, количественные показатели состояния компонентов экосистемы (воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир); данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия; ограничения по использованию природных ресурсов (нормы использования природных ресурсов, санитарные, гигиенические и др.); прогноз изменений состояния окружающей среды вследствие реализации намечаемой деятельности; сведения о социальной среде и здоровье населения; выявление возможного воздействия строительства скважин на окружающую среду, на здоровье и условия жизни населения; характеристику природоохранных мероприятий; оценку техники, технологии, методов по снижению воздействия строительства скважин на природную среду, включая очистку сточных вод и утилизацию отходов; оценку эффективности и достаточности природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия строительства скважин; организацию локального экологического мониторинга окружающей среды.
Проектирование производства нефтяной и газовой промышленности, в том числе строительства, реконструкции, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, осуществляется организациями, имеющими лицензию на право ведения такой деятельности. Разработка проектной документации производится на основании задания на проектирование, выдаваемого пользователем недр проектной организации. Наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору России или его территориальным органом, является обязательным условием утверждения проектной документации.
Технические, технологические, организационные и природоохранные решения утвержденных проектов являются окончательными и обязательными для выполнения всеми организациями (в том числе подрядными), принимающими участие в реализации проекта. Отклонения от проектной документации в процессе производства не допускаются.
Утверждение заключения экспертизы промышленной безопасности проектов производится на: разведку, разработку и обустройство нефтяных, газовых, газоконденсатных месторождений и подземных хранилищ газа в пористой среде; строительство объектов сбора и подготовки нефти и газа, содержащих агрессивные примеси (сероводород более 6% (объемных)); строительство скважин на шельфе морей, месторождениях, содержащих в пластовых флюидах свыше 6% (объемных) сероводорода, месторождениях с высоконапорными горизонтами при коэффициенте аномальности более 1,3, а также месторождениях, содержащих продуктивные отложения на глубинах 4000 м и более. После окончания работ по добыче нефти, газа пользователь должен вести работы по восстановлению земельного участка в соответствии с проектными решениями. После выполнения всего комплекса работ, предусмотренных проектом по рекультивации, земли передаются соответствующим землепользователям. Приемка-передача рекультивированных земель соответствующим землепользователям производится комиссией, назначаемой органами местного самоуправления.
При приемке рекультивированных участков комиссия проверяет: соответствие выполненных работ утвержденному проекту; качество планировочных работ; мощность и равномерность насыпки плодородного слоя почвы; уровень плодородия почвенного слоя и основные показатели свойств почв; качество потенциально-плодородного слоя почвы и подстилающих пород на корнеобитаемой глубине (на участках сельскохозяйственного использования); качество корнеобитаемого горизонта на глубине, необходимой для произрастания древесно-кустарниковой растительности (на участках для лесохозяйственного использования); качество работ по созданию мелиоративных, гидротехнических, противоэрозионных и других сооружений; уровень залегания и качество грунтовых вод; наличие подъездных дорог.
Мероприятия по восстановлению плодородия земель осуществляются землепользователями, которым возвращаются земли, за счет средств предприятий, проводивших на этих землях работы, связанные с нарушением почвенного покрова. До восстановления плодородия рекультивированных земель они, как правило, находятся в стадии мелиоративной подготовки. Продолжительность мелиоративной подготовки устанавливается проектом по рекультивации земель. В период нахождения рекультивированных земель в стадии мелиоративной подготовки в случае образования провалов, просадок, оползней, развития процессов, ухудшающих состояние почв (заболачивание, засоление), а также выхода из строя дренажных систем, гидротехнических и других сооружений и коммуникаций по вине организации, выполнявшей работы по рекультивации, устранение недостатков осуществляется силами и за счет средств этой организации.
4. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель. Потенциальные запасы нефти на шельфе морей России оцениваются в 13 млрд. т, газа - 52 трлн. м3.
Мировая тенденция постепенного смещения добычи углеводородов с суши на море находит подтверждение и в нашей стране. Свидетельством тому является развитие работ на шельфе арктических и дальневосточных морей, в Каспийском и Черном морях. При строительстве морских скважин основными видами воздействия на окружающую среду являются выбросы в атмосферу и сбросы в морскую среду. Из всех загрязняющих веществ нефть и ее производные являются одними из наиболее опасных и распространенных. Нефтепродукты попадают в море различными путями: несанкционированные разливы нефти при проведении погрузо-разгрузочных операций и при бункеровке морских судов; аварийные ситуации на береговых объектах и морских судах; утечки с береговых баз хранения нефтепродуктов; сбросы нефтесодержащих льяльных вод; сбросы нефтесодержащих отходов береговых объектов через канализационные системы и др.
Загрязнения подразделяются на две группы:
- постоянное загрязнение (малые и трудно обнаруживаемые выбросы нефтепродуктов в море, утечки с баз хранения нефтепродуктов, а также сбросы нефтесодержащих льяльных вод);
- залповые сбросы (разливы) нефти (ошибки или нештатные ситуации при проведении погрузо-разгрузочных работ или бункеровке, а также аварийные ситуации на береговых объектах или морских судах). Залповые сбросы нефти в море представляют собой достаточно серьезные инциденты, особенно если масштабы разлива велики. Значительные объемы нефтепродуктов, попадая в море, могут перемещаться на значительные расстояния под воздействием внешних условий, загрязняя обширные прибрежные акватории и береговую полосу, где в основном сконцентрированы наиболее чувствительные к загрязнению ресурсы.
Попадающие в морские воды отходы - это токсичные технологические отходы бурения, буровой шлам, буровые сточные воды. Экологическая опасность бурового шлама определяется: токсическим воздействием; повышением мутности воды, что нарушает жизнедеятельность молоди рыб, планктонных и бентоносных организмов-фильтраторов; физическим воздействием на донные организмы. В соответствии с Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещаются. Сбросом вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества признается любой сброс с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. При этом сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.
В соответствии с Законом о континентальном шельфе, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов. Перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, публикуется в "Извещениях мореплавателям". Захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, а также с уведомлением субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение. Выдаче разрешения на захоронение отходов на континентальном шельфе должна предшествовать государственная экологическая экспертиза.
Нормы, правила и меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах территориального моря и внутренних вод России распространяются на исключительную экономическую зону (ст. 33 Закона об исключительной экономической зоне). Постановлением Правительства РФ установлен перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне запрещен, среди которых находятся балластные воды, промывочные воды или иные остатки и смеси, содержащие химические вещества, указанные в перечне.*(64)
В качестве обязательной меры при строительстве и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств и т.п. необходимо проведение государственной экологической экспертизы. В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности независимо от их сметной стоимости. Все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Объектами государственной экологической экспертизы должны быть проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению водных биоресурсов и рыболовству, разведке и разработке неживых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов (ст. 27 Закона об исключительной экономической зоне; ст. 31 Закона о континентальном шельфе).