Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств

1. Во многих городах на долю автотранспорта приходится 70 и более процентов от общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Являясь крупнейшим потребителем природного топлива, автотранспорт существенно влияет на увеличение концентрации в атмосфере углекислого газа и, тем самым, на процесс глобального потепления климата в мире.
В то же время быстрый процесс развития автомобилизации сопровождается целым рядом острых социальных проблем. Наблюдаемая мировая тенденция увеличения количества автомобилей создает трудности в борьбе против загрязнения атмосферы, почвы, водоемов, уменьшения уровня шума, обеспечения безопасности движения в городах. Требования, устанавливаемые комментируемой статьей, относятся к категории специальных, заключающихся в дополнительных по сравнению с общими правилами условиях осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха, производство и эксплуатация транспортных или иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов, запрещается. Комментируемая статья и положения воздухоохранного законодательства, по сути, содержат два вида требований, касающихся автомобильных и иных транспортных средств: требования к их производству и требования к эксплуатации.
В первом случае государство на законодательном уровне утверждает правила, применяемые при производстве автомобилей, в том числе, к установлению на автомобильной технике двигателей внутреннего сгорания. В соответствии с положением специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой на территории Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609, все автомобили подразделяются на экологические классы, к которым применяются технические требования еще на этапе их производства. Экологический класс представляет собой классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов. Данный технический регламент был принят во исполнение Правил Европейской экономической комиссии ООН, в том числе: N 24 "Единообразные предписания, касающиеся: официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ; автотранспортных средств, в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции; автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ; измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия", N 49 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ", N 83 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выброса загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей", N 96 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных тракторах и внедорожной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями".
Политика Российской Федерации в настоящее время направлена на то, чтобы обязать автопроизводителей прекратить производство автомобилей с "морально устаревшим" карбюраторным двигателем, который не соответствует мировым требованиям и перейти к европейским стандартам "Евро". Так, с момента вступления технического регламента в силу произведенные автомобили на территории Российской Федерации должны были соответствовать экологическому классу 2 ("Евро-2"), данное правило распространялась и на автомобильную технику, ввозимую из других стран. С 1 января 2008 г. все выпускаемые в обращение в России автомобили должны соответствовать экологическому классу не ниже "Евро-3", которые на треть жестче стандартов "Евро-2". Указанные требования не распространяются на транспортные средства (безотносительно страны их изготовления), находившиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации до момента вступления в силу технического регламента.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха, как производители, так и лица, эксплуатирующие транспортные и иных передвижные средства и установки должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Под техническим нормативом выброса понимается норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). Применительно к автомобильной технике понятие технического норматива выброса конкретизировано положениями вышеуказанного технического регламента (п. 3), согласно которому технические нормативы выбросов представляют собой устанавливаемые в отношении автомобильной техники нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автомобильной техникой работы или пробега.
Соответствие техническим нормативам выбросов содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах двигателей транспортных и иных передвижных средств и установок подтверждается сертификатами соответствия или декларациями о соответствии. Только при наличии таких сертификатов или деклараций разрешается производство и использование транспортных средств на территории Российской Федерации.
Подтверждение соответствия техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ осуществляется в соответствии с п. 10, 11 специального технического регламента и имеет особое значение при ввозе физическими лицами подержанных автомобилей на территорию России, так как проведение испытаний не требуется, достаточно документального подтверждения соответствия. При выпуске в обращение транспортных средств производителем или лицом, осуществляющим ввоз импортного автомобиля официально сообщается, к какому типу относится транспортное средство или двигатель в соответствии с правилами ЕЭК ООН.
В соответствии с положениями "Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов", утв. постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г. N 19, на новую автомобильную технику выдаются "одобрения типа" транспортного средства, которое не может быть оформлено без соответствия установленных техническим регламентом требований. В "одобрении типа" указывается в обязательном порядке экологический класс транспортного средства и другие сведения в соответствии с требованиями ЕЭК ООН. На бывшую в употреблении автомобильную технику выдаются сертификаты соответствия в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании. Срок действия сертификатов ограничивается датой вступления в силу требований к следующему экологическому классу, но не превышает 4 лет. Таким образом, сертификаты, подтверждающие соответствие транспортных средств стандарту "Евро-3" на всю ввозимую в Россию и вновь производимую в нашей стране автомобильную технику прекращают свое действие в 2010 г. в связи с введением в действие требований к экологическому классу "Евро-4".
Сертификаты соответствия выдаются на основании документов, подтверждающих соответствие экологическим нормам транспортных средств на момент их изготовления. К таким документам могут относиться, например, европейское "одобрение типа" полнокомплектного транспортного средства, оформленное в стране, входящей в Европейский союз, сертификат соответствия на конкретный автомобиль, оформленный его изготовителем на основании европейского одобрения типа полнокомплектного транспортного средства, протоколы сертификационных испытаний автомобиля по измерению вредных выбросов, проведенных в соответствии с Правилами ЕЭК ООН.
Поскольку Правила ЕЭК ООН установлены только для транспортных средств, предназначенных для движения по дорогам общего пользования, технический регламент не действует в отношении транспортных средств, предназначенных к эксплуатации исключительно на территории аэропортов, автомобильной техники, эксплуатируемой в условиях бездорожья: карьерных самосвалов, тягачей высокой проходимости, а также в отношении моторных транспортных средств, предназначенных для игроков в гольф, снегоходов, квадроциклов, мотоколясок, гоночных автомобилей.
Действие технического регламента не распространяется на сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы, двигатели, предназначенные для установки на такие транспортные средства.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. N 720 был утвержден технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. Данный регламент вступит в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования (дата опубликования документа - 23.09.2009 г.). Проанализировав содержание документа необходимо констатировать, что с сентября 2010 г. система сертификации автомобилей и порядок получения "одобрений типа" во многом изменится. Во-первых, расширится список транспортных средств, на которые распространяются требования регламента и "одобрения типа" должны будут получить мопеды и скутеры. Во-вторых, жестче станут требования и на ввоз механических транспортных средств - ввозить эту продукцию будет разрешено только официальным представителям компаний-производителей. Еще одним нововведением является запрет на установку выступающих вперед частей конструкции, крепящейся к бамперу (т.н. "кенгурятники"), исключением являются металлические решетки массой не более 0,5 кг для защиты фар.
Негативным моментом может служить пробел в регламенте относительно ввоза и эксплуатации автомобилей с ручным управлением (для инвалидов). По сути, регламент ставит крест на ввозе таких автомобилей из-за рубежа: в одном из пунктов четко прописано, что управление рабочей тормозной системой должно быть ножное - путем нажатия ноги человека на педаль. Таким образом, если в регламент не будут внесены соответствующие изменения, ввоз таких автомобилей будет невозможен, а эксплуатируемые на территории России машины с ручным управлением не пройдут техосмотр.
2. В ч. 2 комментируемой статьи содержатся правила охраны окружающей среды при эксплуатации транспортных средств юридическими и физическими лицами. В частности, за данными лицами закреплена обязанность по соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, по обезвреживанию загрязняющих веществ, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух", в целях соблюдения положений экологического законодательства проводятся регулярные проверки автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, маневренных, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации, путевой техники, морских судов внутреннего плавания, судов смешанного плавания, спортивных и прогулочных судов, на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Такие проверки проводятся различными органами государственной власти в зависимости от вида транспортного средства.
Организация работ по проведению проверок автотранспортных средств осуществляется Министерством внутренних дел РФ и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Проверки этих видов техники осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации во время их государственного технического осмотра, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин - органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники.
Органами классификации морских и речных судов совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проводятся проверки морских судов на соответствие техническим нормативам выбросов, судов смешанного плавания (река - море), судов внутреннего плавания, кроме спортивных судов, прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности двигателя, самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт независимо от количества пассажиров на них. Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС РФ совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществляются проверки судов с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности (кроме спортивных судов), водных мотоциклов (гидроциклов), эксплуатируемых во внутренних водах или используемых в целях мореплавания, а также прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей, используемых для мореплавания.
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проводятся проверки на соответствие техническим нормативам выбросов спортивных судов.
Проверки маневровых, магистральных тепловозов и путевой техники организуются и проводятся Федеральной службой по надзору в сфере транспорта совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, воздушных судов гражданской авиации - Федеральной службой по надзору в сфере транспорта совместно с Росприроднадзором.
Если в ходе проведения регулярных проверок транспортных или иных передвижных средств на соответствие осуществляемых ими выбросов техническим нормативам выбросов, эксплуатация указанных средств запрещается в соответствии со ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха, п. 2 Положения об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 847.
Способствовать снижению выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта могут мероприятия, проводимые на уровне муниципальных образований, чему имеются примеры в зарубежной практике.
Например, в Германии с 1 января 2008 г. в центральных районах некоторых городов начали действовать так называемые экологические зоны. Это районы города, закрытые для въезда автомобилей, не выполняющих нормы по ограничению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Подобные экологические зоны созданы в Кельне, Ганновере, Берлине. Так, в Кельне всего зарегистрировано 420 тыс. машин, из них 21 тыс., или около 5%, не выполняют норму по выбросам загрязняющих веществ. Владельцы этих автомобилей не смогут получить специальные наклейки для лобового стекла, без которых въезд в центр запрещен. При этом водители автомобилей без специальных наклеек, которые въехали в центр города, должны будут заплатить штраф в 40 евро*(56).
В Лондоне действует новая штрафная система для экологически грязного транспорта. В 2008 году на территории площадью свыше 1,5 тыс. квадратных километров были установлены камеры слежения, при помощи которых ведется наблюдение за автомобилями. Номерные знаки транспортных средств, которые выбрасывают большое количество загрязняющих веществ, фотографируются, а их владельцам рассылаются квитанции об уплате штрафа, который составляет 200 фунтов стерлингов (почти 400 долларов) за один день, проведенный в границах "чистой зоны".*(57)
2. За нарушение экологических требований при выпуске в эксплуатацию и эксплуатации механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума действующим законодательством предусмотрена административная ответственность (ст.ст. 8.22, 8.23 КоАП РФ).
По элементам составов административные правонарушения в сфере загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом имеют много общих черт: они являются формальными, т.е. наступления вредных последствий для квалификации деяния как правонарушения не требуется, объектом правонарушений являются общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, с субъективной стороны такие правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Основное отличие рассматриваемых правонарушений наблюдается в их объективной стороне: ст. 8.22 предусматривает ответственность за действия или бездействия должностных лиц, допускающих выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума, при этом совершение данного правонарушения возможно как при производстве таких транспортных средств, так и при выпуске судов, летательных аппаратов, автомобилей в рейс; правонарушения, предусмотренные ст. 8.23. предусматривают ответственность именно за действие - эксплуатацию указанных механических транспортных средств в соответствии с целевым назначением, но с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, а также уровня производимого шума.
Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (милиции); органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также органов Государственной инспекции по маломерным судам; органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации; органов, осуществляющих государственный экологический контроль независимо от вида транспорта; органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Практика применения ст.ст. 8.22 и 8.23 КоАП РФ свидетельствует о том, что к административной ответственности в большей степени привлекаются за правонарушения, предусмотренные ст. 8.23 КоАП РФ. Например, по данным Прокуратуры Саратовской области при проведении проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха при эксплуатации передвижных источников загрязнения выявлены следующие сведения: при проведении государственного технического осмотра транспорта в 2007 г. с применением диагностического оборудования было проверено 614012 единиц транспортных средств, из которых 40237 не соответствовали требованиям экологических стандартов. В качестве мер реагирования сотрудниками ГИБДД в 2007 г. возбуждено 91 дело об административном правонарушении по ст. 8.22 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, и 1918 административных дел по ст. 8.23 КоАП РФ за эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ.*(58)