Правовая система общества


                 Англо-саксонская правовая семья.     Прежде чем давать характеристику англо-саксонской правовой  семье(семье общего права),  необходимо сначала определить понятие "правоваясемья".     К англо-саксонской  правовой семье относятся национально-правовыесистемы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.     Все страны англо-саксонской правовой семьи,  такие как США, Кана-да, Новая Зеландия и др.  в прошлом были колонезированны Англией.  Онивпитали в себя ее язык, традиции, и конечно же ее правовую систему. Ихправовая система стала отражением Английской. В ней были похожи струк-тура признак. И через некоторое время, страны такие , как Англия, США,Канада, Австрия, Новая Зеландия объединили в англо-саксонскую семью.     Среди признаков данной семьи можно выделить cледующие;     - основным источником права выступает судебный прецедент (правилаповедения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу  ираспространяющиеся на аналогичные дела):     - юридические прецеденты  носят  индивидуальный  (казуистический)характер:     - ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятсясудам, который  в этой связи занимает особое положение в системе госу-дарственных органов;     - на  первом  месте находятся не обязанности,  а права человека игражданина, защищаемые прежде всего судом;     - главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное,  до-казательственное) право, которое во многом определяет право материаль-ное;     - отсутствуют кодифицированные отрасли права;     - отсутствуют классическое деление права на частное и публичное;     - статутное право (законодательство) и юридические обычаи  высту-пают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;     - юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический,прикладной характер.
             Семья религиозного права.     Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного  права,необходимо сначала определить понятие правовая семья .     Ксемье религиозного права относятся правовые  системы  таких  му-сульманских стран,  как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также ин-дусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.     Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие;     - главный творец права Бог,  а не общество,  государство, поэтомуюридические предписания даны раз и навсегда,  в них нужно верить и со-ответственно строго соблюдать;    - источниками  права  являются религиозно-нравстенные нормы и цен-ности,содержащиеся, в частности,  в Коране, Сунне, Иджме и распростра-няющиеся на  мусульман  либо  в Шастрах,Ведах,  законах Ману и т.д.  идействующие в отношении индусов;     - весьма тесное переплптение юридических положений с религиозными,религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местнымиобычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;     - особое место в системе источников  права  занимают  труды  уче-ных-юристов (доктрины),конкретизирующие  и  толкующие первоисточники илежащие в основе конкретных решений:     - отсутсвует деление права на частное и публичное;     -нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное зна-чение;     -судебная практика  в собственном смысле слова не является источ-ником права;     - во  многом  основана  на идее обязанностей,  а не прав человека(как это имеет место в романо-германской и  англо-саксонской  правовыхсемьях).
         Семья традиционного права.     Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права,необходимо сначала определить понятие "правовая семья"     Ксемье традиционного права относятся правовые системы  Мадагаска-ра, ряда стран Африки и Дальнего Востока.     Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие;     - доминирующее место в системе источников права занимают обычаи итрадиции, имеющие,  как правило,  неписаный характер и передавемые  изпоколения в поколение;     - обычаи и традиции представляют собой  синтез  юридических,  мо-ральных, мифических  предписаний.  сложившихся  естественным  путем  ипризнанных государствами;     - обычаи  и  традиции регулируют отношения в первую очередь группили сообществ, а не отдельных индивидов;     - нормативные  акты  (писанные  законы) имеют вторичное значение,хотя в последнее время их принимается все больше и больше;     - судебная  практика  (юридический  прецедент) не выступает в ка-честве основного источника права;     - судебная власть руководствуется идеей примирения,  восстанавли-вая согласие в общине и обеспичивая ее сплоченность;     - юридическая  доктрина не играет существенной роли в юридическойжизни данных обществ;     - архаичность многих ее обычаев и традиций.
    Особенности государства конкретного исторического периода опре-деляются состоянием и уровнем развития общества.  При  неизменностиформальных признаков   (территории,публичной  власти,сувереннитета)государство по мере общественного развития  претерпевает  серьезныеизменения. Изменяются  содержание и методы управления,цели,задачи исоциальная направленность. На характер государственнсти и государс-твенное устройство влияют национальный состав населения,своеобразиеего культуры,  размер территории,  географическое положение, укоре-нившиеся обычаи  и традиции народа,  религиозные воззрения и другиефакторы.    Особенности исторических  периодов (этапов,эпох) в развитии го-сударственно-организованного общества у различных народов в различ-ное историческое  время позволяют тем не менее выявить существенныеобщие черты,  характерные для всех государств данного периода. Пер-вые попытки такого обобщения,  несмотря на отсутствие историческогоопыта государственного строительства,  были предприняты Аристотелеми Полибием.    А р и с т о т е л ь считал,  что основными критериями разграни-чения государств являются; 1) количество властвующих в государстве;2)осуществляемая государством цель. По первому признаку он различалправление одного,  правление  немногих,  правление большинства.  Повторому признаку все государства делились на правильные (в них дос-тигается общее благо) и непраильные (в них преследуются частные це-ли). Отвлекаясь от  конкретных  условий  того  времени,  Аристотельглавное различие государств видел в том, какое место занимает в нихчеловек, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные ин-тересыкаждого.    П о л и б и й говорил,  что развитие государства, смена его ти-пов (разновидностей)-естественный   процесс,определяемый  природой.Государство развивается по бесконеному кругу,который включает  фазызарождения, становления,  расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазыпереходят одна в другую,  и цикл повторяется вновь.  Развитие госу-дарства, его  обновление  и изменение- это замкнутый круг,  считаетПолибей. История подтверждает, что цикличность в развитии государс-твенно-организованного общества- закономерный процесс. Многие госу-дарства обьективно проходили фазы зарождения, становления, расцветаи упадка, но затем возрождались в виде новой, более совершенной го-сударственности, другие же выпали из замкнутого  круга  развития  истали достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и дру-гие). Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в том,  чтоза основу смены циклов в развитии государства он принимал измененияв соотношении государственной власти и человека.    Прогрессивные мыслители  прошлого  искали те пути общественногоразвития, при которых государство выступало бы главным инструментомустановления социальной  справедливости.  Из  этого принципиальногоположения исходила передовая политико-правовая  мысль,  конструируятипологию государств.  Однако  единства взглядов на эту проблему небыло. Разнообразие научных  подходов  в  оценке  этого  чрезвычайносложного и  неоднозначного  общественного  явления стало обьетивнойосновой концептуального плюрализма типологии государства.    ТИПЫ ПРАВА: различные подходы.    Типология права-это его специфическая классификация, производи-мая в основном с позиции следующих подходов.    В рамках первого (формационного)  главным  критерием  выступаютсоциально-экономические признаки  (общественно-экономическая форма-ция). Именно базис (тип  производсвенных  отношений)  является,  помнению представителей данного подхода, решающим фактором обществен-ного развития,  который детерминируети соответствующий тип надстро-ечных элементов; государство и право. В зависимости от типов эконо-мического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазныйи социалистический типы права.    ДОСТОИСТВО;       -продуктивна сама идея право на основе социально-экономичес-ких факторов,  которые действительно весьма существенно  влияют  наобщество.    СЛАБАЯ СТОРОНА;       - формационный  подход  не  позволяет  в должной мере учестьконкретно-историческую, культурно-национальную и  специально-юриди-ческую специфику права.    В рамках данного подхода типология права производится на основеконкретно-географических, национально-исторических,    религиозных,специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названны-ми критериями выделяют такие типы права;    1) национальные правовые  системы  (это  конкретно-историческаясовокупность права, юридической практики и господствующией правовойидеологии отдельного государства);    2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделеннаяна основе общности источников, структуры права и исторического путиего формирования).  Различают слудующие правовые семьи; общего пра-ва, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.    ДОСТОИНСТВО данной  типологии заключается в том,  что выделеннынационально-исторические, конкретнор-географические   и   техничес-ко-юридические признаки,  которые  весьма определенно характеризуютправо.    СЛАБОЙ СТОРОНОЙ является то, что ее представители недооцениваютроль социально-экономических факторов в природе права.    МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ типология  государства и права базируетсяна категории о б щ е с т в е н н о-э к о н о м и ч е с к о й   ф ор м а ц и и.  Понятие общественно-экономической формации составляетфундамент марксистского понятия истории.  ФОРМАЦИЯ - это историчес-кий тип общества,  основанный на определенном способе производства.Уровень развития призводственных сил определяет  материально-техни-ческую базу общества, а производственные отношения, складывающиесяна однотипной форме собственности на средства производства, состав-ляют экономический  базис общества,  которому соответствуют опреде-ленные политические,  государственно-правовые и другие надстроечныеявления.    Переход от одной общественно-экономической  формации  к  другойпроисходит в  результате смены отживших форм проихводственных отно-шений и замены их новым экономическим строем.  Качественные измене-ния экономического базиса закономерно влекут за собой коренные пре-образавания в надстройке.  Вывод о том,  что решающей силой истори-ческого процесса являются материальные производственные отношения(экономический базис),дал "твердое основание для представления раз-вития общественных формаций естественно-историческим путем ".  Этотпринцип положен в основу марксистско-ленинской типологии  государс-тва и права.    Понятие исторического типа связывается с установлением  законо-мерной зависимости классовой сущности государства и права от эконо-мических отношений,  которые господствуют в классовом  обществе  наопределенном этапе его развития.  Исторический тип государства,сог-ласно марксистско-ленинской  теории,  выражает  единство  классовойсущности всех  государств,  обладающх  общей экономической основой,обусловленной господством данного типа  собственности  на  средствапроизводства. Единство  экономического строя различных стран прояв-ляется в господствующем типе собственности на  средства  производс-тва, а  следовательно,  в  экономическом  господстве  определенногокласса, в общности основных черт классовой структуры общества, ока-зывающей определяющее влияние на классовое содержание государства иправа.    Господство производственных  отношений  одного типа в ризличныхстранах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономическойформации, обуславливает  общность  классовой сущности государства вэтих странах. Тип государства определяется на основании того, какойэкономический базис это государство защищает, интересам какого гос-подствующего класса оно служит.  При таком подходе государство при-обретает сугубо классовую определенность,  выступая в качестве дик-татуры экономически господствующего класса.    ФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ,  лежащий в основе марксистской типологиигосударства, выделяет три основных типа эксплуататорского государс-тва; рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний истори-ческий тип- социалистическое государство,  которое,теоретически,  вближайшей исторической  перспективе  должно было бы перерасти в об-щественное коммунистическое самоуправление.    Перечислим основные характеристики различных типов государства,выделяемых на основании данной концепции.    Рабовладельческий тип государства - первая государвенно-классо-вая организация общества. По своей сущности рабовладельческое госу-дарство -  это  организация  политической власти господствующующегокласса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важ-нейшая функция этих государств-защита собственности рабовладельцев-на средства, в том числе на рабов.    Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческо-го строя и возникновения феодальной общественно-экономической  фор-мации.
Страницы: 1 2 3 4 5