Правовая система общества
Англо-саксонская правовая семья. Прежде чем давать характеристику англо-саксонской правовой семье(семье общего права), необходимо сначала определить понятие "правоваясемья". К англо-саксонской правовой семье относятся национально-правовыесистемы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Все страны англо-саксонской правовой семьи, такие как США, Кана-да, Новая Зеландия и др. в прошлом были колонезированны Англией. Онивпитали в себя ее язык, традиции, и конечно же ее правовую систему. Ихправовая система стала отражением Английской. В ней были похожи струк-тура признак. И через некоторое время, страны такие , как Англия, США,Канада, Австрия, Новая Зеландия объединили в англо-саксонскую семью. Среди признаков данной семьи можно выделить cледующие; - основным источником права выступает судебный прецедент (правилаповедения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу ираспространяющиеся на аналогичные дела): - юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический)характер: - ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятсясудам, который в этой связи занимает особое положение в системе госу-дарственных органов; - на первом месте находятся не обязанности, а права человека игражданина, защищаемые прежде всего судом; - главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, до-казательственное) право, которое во многом определяет право материаль-ное; - отсутствуют кодифицированные отрасли права; - отсутствуют классическое деление права на частное и публичное; - статутное право (законодательство) и юридические обычаи высту-пают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; - юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический,прикладной характер.
Семья религиозного права. Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного права,необходимо сначала определить понятие правовая семья . Ксемье религиозного права относятся правовые системы таких му-сульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также ин-дусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие; - главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтомуюридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и со-ответственно строго соблюдать; - источниками права являются религиозно-нравстенные нормы и цен-ности,содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распростра-няющиеся на мусульман либо в Шастрах,Ведах, законах Ману и т.д. идействующие в отношении индусов; - весьма тесное переплптение юридических положений с религиозными,религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местнымиобычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; - особое место в системе источников права занимают труды уче-ных-юристов (доктрины),конкретизирующие и толкующие первоисточники илежащие в основе конкретных решений: - отсутсвует деление права на частное и публичное; -нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное зна-чение; -судебная практика в собственном смысле слова не является источ-ником права; - во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека(как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовыхсемьях).
Семья традиционного права. Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права,необходимо сначала определить понятие "правовая семья" Ксемье традиционного права относятся правовые системы Мадагаска-ра, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие; - доминирующее место в системе источников права занимают обычаи итрадиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передавемые изпоколения в поколение; - обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, мо-ральных, мифических предписаний. сложившихся естественным путем ипризнанных государствами; - обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь группили сообществ, а не отдельных индивидов; - нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение,хотя в последнее время их принимается все больше и больше; - судебная практика (юридический прецедент) не выступает в ка-честве основного источника права; - судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавли-вая согласие в общине и обеспичивая ее сплоченность; - юридическая доктрина не играет существенной роли в юридическойжизни данных обществ; - архаичность многих ее обычаев и традиций.
Особенности государства конкретного исторического периода опре-деляются состоянием и уровнем развития общества. При неизменностиформальных признаков (территории,публичной власти,сувереннитета)государство по мере общественного развития претерпевает серьезныеизменения. Изменяются содержание и методы управления,цели,задачи исоциальная направленность. На характер государственнсти и государс-твенное устройство влияют национальный состав населения,своеобразиеего культуры, размер территории, географическое положение, укоре-нившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другиефакторы. Особенности исторических периодов (этапов,эпох) в развитии го-сударственно-организованного общества у различных народов в различ-ное историческое время позволяют тем не менее выявить существенныеобщие черты, характерные для всех государств данного периода. Пер-вые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие историческогоопыта государственного строительства, были предприняты Аристотелеми Полибием. А р и с т о т е л ь считал, что основными критериями разграни-чения государств являются; 1) количество властвующих в государстве;2)осуществляемая государством цель. По первому признаку он различалправление одного, правление немногих, правление большинства. Повторому признаку все государства делились на правильные (в них дос-тигается общее благо) и непраильные (в них преследуются частные це-ли). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотельглавное различие государств видел в том, какое место занимает в нихчеловек, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные ин-тересыкаждого. П о л и б и й говорил, что развитие государства, смена его ти-пов (разновидностей)-естественный процесс,определяемый природой.Государство развивается по бесконеному кругу,который включает фазызарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазыпереходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Развитие госу-дарства, его обновление и изменение- это замкнутый круг, считаетПолибей. История подтверждает, что цикличность в развитии государс-твенно-организованного общества- закономерный процесс. Многие госу-дарства обьективно проходили фазы зарождения, становления, расцветаи упадка, но затем возрождались в виде новой, более совершенной го-сударственности, другие же выпали из замкнутого круга развития истали достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и дру-гие). Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в том, чтоза основу смены циклов в развитии государства он принимал измененияв соотношении государственной власти и человека. Прогрессивные мыслители прошлого искали те пути общественногоразвития, при которых государство выступало бы главным инструментомустановления социальной справедливости. Из этого принципиальногоположения исходила передовая политико-правовая мысль, конструируятипологию государств. Однако единства взглядов на эту проблему небыло. Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайносложного и неоднозначного общественного явления стало обьетивнойосновой концептуального плюрализма типологии государства. ТИПЫ ПРАВА: различные подходы. Типология права-это его специфическая классификация, производи-мая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного) главным критерием выступаютсоциально-экономические признаки (общественно-экономическая форма-ция). Именно базис (тип производсвенных отношений) является, помнению представителей данного подхода, решающим фактором обществен-ного развития, который детерминируети соответствующий тип надстро-ечных элементов; государство и право. В зависимости от типов эконо-мического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазныйи социалистический типы права. ДОСТОИСТВО; -продуктивна сама идея право на основе социально-экономичес-ких факторов, которые действительно весьма существенно влияют наобщество. СЛАБАЯ СТОРОНА; - формационный подход не позволяет в должной мере учестьконкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юриди-ческую специфику права. В рамках данного подхода типология права производится на основеконкретно-географических, национально-исторических, религиозных,специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названны-ми критериями выделяют такие типы права; 1) национальные правовые системы (это конкретно-историческаясовокупность права, юридической практики и господствующией правовойидеологии отдельного государства); 2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделеннаяна основе общности источников, структуры права и исторического путиего формирования). Различают слудующие правовые семьи; общего пра-ва, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др. ДОСТОИНСТВО данной типологии заключается в том, что выделеннынационально-исторические, конкретнор-географические и техничес-ко-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуютправо. СЛАБОЙ СТОРОНОЙ является то, что ее представители недооцениваютроль социально-экономических факторов в природе права. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ типология государства и права базируетсяна категории о б щ е с т в е н н о-э к о н о м и ч е с к о й ф ор м а ц и и. Понятие общественно-экономической формации составляетфундамент марксистского понятия истории. ФОРМАЦИЯ - это историчес-кий тип общества, основанный на определенном способе производства.Уровень развития призводственных сил определяет материально-техни-ческую базу общества, а производственные отношения, складывающиесяна однотипной форме собственности на средства производства, состав-ляют экономический базис общества, которому соответствуют опреде-ленные политические, государственно-правовые и другие надстроечныеявления. Переход от одной общественно-экономической формации к другойпроисходит в результате смены отживших форм проихводственных отно-шений и замены их новым экономическим строем. Качественные измене-ния экономического базиса закономерно влекут за собой коренные пре-образавания в надстройке. Вывод о том, что решающей силой истори-ческого процесса являются материальные производственные отношения(экономический базис),дал "твердое основание для представления раз-вития общественных формаций естественно-историческим путем ". Этотпринцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государс-тва и права. Понятие исторического типа связывается с установлением законо-мерной зависимости классовой сущности государства и права от эконо-мических отношений, которые господствуют в классовом обществе наопределенном этапе его развития. Исторический тип государства,сог-ласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовойсущности всех государств, обладающх общей экономической основой,обусловленной господством данного типа собственности на средствапроизводства. Единство экономического строя различных стран прояв-ляется в господствующем типе собственности на средства производс-тва, а следовательно, в экономическом господстве определенногокласса, в общности основных черт классовой структуры общества, ока-зывающей определяющее влияние на классовое содержание государства иправа. Господство производственных отношений одного типа в ризличныхстранах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономическойформации, обуславливает общность классовой сущности государства вэтих странах. Тип государства определяется на основании того, какойэкономический базис это государство защищает, интересам какого гос-подствующего класса оно служит. При таком подходе государство при-обретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве дик-татуры экономически господствующего класса. ФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ, лежащий в основе марксистской типологиигосударства, выделяет три основных типа эксплуататорского государс-тва; рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний истори-ческий тип- социалистическое государство, которое,теоретически, вближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в об-щественное коммунистическое самоуправление. Перечислим основные характеристики различных типов государства,выделяемых на основании данной концепции. Рабовладельческий тип государства - первая государвенно-классо-вая организация общества. По своей сущности рабовладельческое госу-дарство - это организация политической власти господствующующегокласса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важ-нейшая функция этих государств-защита собственности рабовладельцев-на средства, в том числе на рабов. Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческо-го строя и возникновения феодальной общественно-экономической фор-мации.