Охрана озонового слоя атмосферы

1. Озоновый слой представляет собой широкий атмосферный пояс, простирающийся на высоте от 10 до 50 км над поверхностью Земли. Слой атмосферного озона имеет важное значение для поддержания жизни на нашей планете, так как он защищает живые организмы от радиоактивного излучения Солнца. Лишь с появлением достаточно значительного слоя озона начался бурный расцвет жизни во всех ее формах. Помимо этого, озон поглощает часть солнечной энергии, что приводит к существенному нагреванию стратосферы на высотах 40-55 км и способствует усилению циркуляции воздуха и удалению загрязняющих веществ.
На протяжении нескольких десятилетий серьезную озабоченность научных и общественных кругов многих стран вызывает возможное разрушение озонового слоя стратосферы под воздействием газов, поступающих в воздушную оболочку Земли в результате различных видов производственной деятельности человека. Наибольшую опасность для озонового слоя представляют такие вещества как фреоны (или хлорфторуглероды), которые находят широкое применение в промышленности и в быту, в частности, в аэрозольных баллончиках. Истощение озонового слоя, безусловно, является одной из глобальных экологических проблем, с которыми нельзя справиться обособленными усилиями отдельных государств. Для решения таких проблем необходимы скоординированные действия всего мирового сообщества, которые находят свое отражение в принятых международных договорах.
Первая международная конвенция по мерам защиты озонового слоя была заключена в Вене в 1985 г. Через несколько месяцев после ее принятия была обнаружена "озоновая дыра" в Южном полушарии, и спустя два года - в 1987 г. в Монреале был открыт для подписания протокол, обязывающий стран-участниц избавляться от своих вредных выбросов фреонов.
Венская конвенция об охране озонового слоя представляет собой типичный пример так называемых "рамочных" международных соглашений, содержащих общие принципы и направления сотрудничества, определяющих порядок урегулирования споров, закрепляющих учрежденческий механизм - систему органов, которые осуществляют координацию работ по исполнению конвенции. Принятие подобных соглашений типично для международного права окружающей среды. После принятия конвенции разрабатываются и подписываются дополнительные протоколы, конкретизирующие ее положения и содержащие обязательства государств по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду. Причинами принятия "рамочных" соглашений как результатов международного сотрудничества в области охраны природы, служат, во-первых, специфика предмета таких соглашений - новые, мало изученные вопросы в сфере охраны окружающей среды, и, как следствие, не достижение государствами согласия на момент подписания конвенции о том, какие эффективные меры должны быть приняты для решения проблем, во-вторых, рамочные конвенции удобны с точки зрения сроков их действия: основная конвенция является бессрочной, а протоколы принимаются на определенный срок, с истечением которого они пролонгируются в случае не достижения результата, либо принимаются новые протоколы, если необходимо осуществление следующего этапа скоординированных действий государств по снижению антропогенного воздействия на природу. Примерами "рамочных" международных договоров, помимо Венской конвенции, могут служить Конвенция об изменении климата 1992 г. и Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния 1979 г.
В соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя, Россия наряду с другими странами, в соответствии с имеющимися в ее распоряжении средствами и возможностями сотрудничает посредством систематических наблюдений, проведения исследований и обмена информацией, для того, чтобы изучить и всесторонне оценить воздействие хозяйственной деятельности человека на озоновый слой и последствия изменения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды, а также принимает надлежащие законодательные или административные меры и сотрудничает в согласовании соответствующих программных мероприятий для контролирования, ограничения, сокращения или предотвращения деятельности человека, подпадающей под их юрисдикцию или контроль, если будет обнаружено, что эта деятельность оказывает или может оказать неблагоприятное влияние, изменяя или создавая возможность изменения состояния озонового слоя. Таким образом, важное значение в вопросе охраны имеет не только сама охрана, но и наблюдение. В соответствии со ст. 3 Конвенции, стороны принимают на себя обязательства организовывать исследования физических и химических процессов, которые могут влиять на озоновый слой, влияния на здоровье человека и других биологических последствий, вызываемых изменениями состояния озонового слоя, влияний изменений состояний озонового слоя на климат, веществ, процессов и видов деятельности, которые могут влиять на озоновый слой, альтернативных веществ и технологий.
Несмотря на важность закрепляемых положений, Венская конвенция не предусматривала конкретных сроков для проведения мероприятий по защите озонового слоя и каких-либо санкций относительно государств, в которых такие мероприятия проводятся неэффективно.
Следующим этапом международного сотрудничества по борьбе с истощением озонового слоя стал Монреальский протокол 1987 г. к Венской конвенции, основная цель которого виделась в постепенном сокращении, а затем и полном прекращение выпуска продукции, содержащей озоноразрушающие вещества (ОРВ). Предметом Монреальского протокола являлось сохранение на уровне 1996. г. производства наиболее распространенных хлорфторуглеродов и сокращение их производства к 1993 г. в среднем на 20%.
Поскольку ситуация с истощением озонового слоя продолжала обостряться, с 1990 г. к Монреальскому протоколу принимались поправки, в результате которых странами-участницами была принята более жесткая редакция протокола, сокращающая сроки запрета производства и применения ОРВ. В 1990 г. была принята Лондонская поправка к Монреальскому протоколу, в результате которой список озоноразрушающих веществ пополнился: в него были внесены метилхлороформы, четыреххлористые углероды и бромхлоруглероды (галоны). Кроме того, в соответствии с Лондонской поправкой, СССР должен был прекратить производство ОРВ к 1 января 1996 г.
С внесением Копенгагенской поправки к Монреальскому протоколу (1992 г.) был опять изменен список веществ, регулируемым Монреальским протоколом: добавлены галогенизированные растворители и переходные химические вещества - гидрохлорфторуглероды. В результате Монреальской поправки 1997 г. была создана глобальная система лицензирования экспорта и импорта ОРВ. Россия в соответствии с поправкой, обязана прекратить производство хладонов и галонов в 2000 г. и поэтапно осуществлять конверсию на озонобезопасные вещества. В 1999 г. была принята Пекинская поправка к Монреальскому протоколу, в которой вводились меры регулирования поэтапного сокращения производства гидрохлорфторуглеродов, хлорфторуглеродов и галонов для развивающихся стран.
В ст. 8 Монреальского протокола заложены основы международно-правовой ответственности государств при несоблюдении его положений. В частности, в ней говорится об утверждении процедур и механизма определении факта несоблюдения положений протокола и установлении мер ответственности на первом совещании государств-участников.
Решением совещания сторон были приняты правила о последствиях несоблюдения протокола, которые сводятся к следующему: в случае имеющейся информации о несоблюдении своих обязательств одной из сторон протокола, другие стороны отправляют такие сведения с соответствующими подтверждениями в письменной форме в международный секретариат, созданный на основании ст. 12 Протокола. Данная информация передается Комитет по выполнению протокола, состоящий из представителей пяти государств-участников, для осуществления разбирательства и принятия окончательного решения в отношении нарушителя.
2. В соответствии с ратифицированными международными документами меры по охране озонового слоя предусматриваются и на внутригосударственном уровне. Согласно положений ст. 4 комментируемого закона, озоновый слой относится к объектам охраны окружающей среды, наряду с атмосферным воздухом, околоземным космическим пространством и иными объектами охраны. Закон об охране атмосферного воздуха (ст. 16) запрещает проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли.
С 2000 г. регулируется ввоз в Россию озоноразрушающих веществ. Так, во исполнение Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. N 1368 "Об усилении мер государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции", был разработан Перечень продукции с использованием озоноразрушающих веществ, ввозимой (вывозимой) в Российскую Федерацию, вступивший в силу с 1 марта 2000 года.
В настоящее время ввоз в Россию озоноразрушающих веществ (ОРВ) осуществляется только в случаях: использования исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ; в особых случаях применения ОРВ, предусмотренных Монреальским протоколом; транзитных перевозок ОРВ через РФ из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола.
Для ввоза в Россию и вывоза из страны ОРВ и содержащей их продукции, в соответствии с положениями действующего законодательства, требуется получение разрешений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также лицензий, выдаваемых на основании данных разрешений Министерством промышленности и торговли РФ.
Порядок получения разрешений регулируется Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 563 "О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции" и Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащих их продукции, утв. Приказом МПР России от 31 октября 2008 г. N 287.
Постановление Правительства N 563 содержит императивное правило, запрещающее ввоз в РФ и вывоз из России ОРВ и продукции, содержащей ОРВ, а также транзитные перевозки через территорию Российской Федерации некоторых видов озоноразрушающих веществ из государств и в государства, не являющиеся сторонами Монреальского протокола.
Для получения разрешений на трансграничное перемещение ОРВ или продукции, содержащей ОРВ, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны подать заявление в органы Ростехнадзора с приложением перечня документов, указанных в п. 7 Административного регламента, в том числе, сертификата соответствия ГОСТ Р, в случае, если сертификация этой продукции предусмотрена законодательством Российской Федерации; заключения аналитической лаборатории, аккредитованной в установленном порядке на производство анализов галогеносодержащих углеродов и углеводородов; о наличии или отсутствии озоноразрушающих веществ в продукции, материалов обоснования возможности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ; копии контракта на поставку продукции; документов, подтверждающих страхование ответственности за причинение ущерба жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в случае аварии при перевозке опасных грузов; сведений и заключений государственной экологической экспертизы федерального уровня (в отношении новых видов озоноразрушающих веществ).
Результатом выполнения Ростехнадзором государственной функции по выдаче разрешений на трансграничное перемещение ОРВ является предоставление заявителю решения или заключения.
Заключение выдается в случае, если по результатам рассмотрения документов органами Ростехнадзора будет сделан вывод о том, что предполагаемая к трансграничному перемещению продукция не относится к категории озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и ее трансграничное перемещение осуществляется в порядке, предусмотренном для обычной продукции. Данное заключение выдается на руки уполномоченному представителю заявителя, а его копия направляется в таможенные органы.
Решение предоставляется в целях осуществления организацией ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из России озоноразрушающих веществ или содержащей их продукции, выдается на руки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а копия отправляется органами Ростехнадзора в Министерство промышленности и торговли РФ, и является основанием для выдачи лицензии заявителю.
Деятельность по выдаче заявителям заключений или решений на ввоз в Россию и вывоз из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции является исключительной компетенцией Ростехнадзора. В России существует практика предоставления аккредитованными лабораториями заключений об отсутствии в перевозимой продукции ОРВ.*(77) Данные заключения не могут служить альтернативой разрешительным документам Ростехнадзора, являющегося контролирующим органом в сфере трансграничного перемещения озоноразрушающих веществ и содержащей из продукции.
Лицензии выдаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364 "Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий". Согласно п. 3 Положения Министерство промышленности и торговли выдает следующие виды лицензий:
- разовые лицензии, представляющие собой документы, выдаваемые заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве; срок данной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи;
- генеральные лицензии, выдаваемые заявителю на основании решения Правительства РФ, разрешающие экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве со сроком действия не более 1 года;
- исключительные лицензии, или документы, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.
В целях реализации свои международных обязательств по Венской конвенции и Монреальскому протоколу, в России организованы постоянные наблюдения за озоновым слоем, осуществляемые на станциях озонометрической сети Росгидромета (всего 27 станций). Данные наблюдений направляются в Мировой центр данных по озону в г. Торонто (Канада).
Однако, несмотря на принятые в России меры по охране озонового слоя, реальный механизм привлечения к юридической ответственности за такое экологическое правонарушение, как создание условий для гибели озонового слоя малоэффективен. Поэтому на сегодняшний день экологическое законодательство РФ в части охраны озонового слоя является нечетким и недостаточным по объему (в отличии, например, от законодательства США).