Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы

1. Комментируемая статья Федерального закона содержит нормы, которые фактически, по своей направленности, закрепляют социальные гарантии гражданских служащих, обеспечивают стабильность их правового статуса.
В рассматриваемых случаях предусмотрены правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущие за собой, в контексте рассматриваемого вопроса, сокращение или "прекращение" должностей гражданской службы.
При решении вопросов сокращения должностей гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа следует руководствоваться понятиями реорганизации и ликвидации, а также порядком их осуществления, установленными в Гражданском кодексе РФ применительно к юридическим лицам (ст. 57-61).
Во-первых, комментируемая статья к правовым последствиям реорганизации государственного органа относит изменение его структуры. Во-вторых, реорганизация государственного органа может повлечь за собой его слияние (объединение) с другим или другими государственными органами или же разделение на два и более государственных органа. В-третьих, возможно преобразование государственного органа с изменением его функций, статуса.
В связи с этим целесообразно отметить, что реорганизация государственного органа без сокращения должностей гражданской службы действия служебных контрактов не прекращает, на что прямо указано в части 2 комментируемой статьи.
В отличие от реорганизации ликвидация государственного органа предполагает прекращение его существования и прекращение его полномочий-функций с возможной передачей таких функций иному государственному органу.
2. Комментируемая статья применяет понятие "государственно-служебные отношения с гражданским служащим", но не раскрывает его. С учетом анализа ст. 31 и 33 комментируемого Федерального закона, нам представляется возможным констатировать, что указанное понятие означает наличие статуса гражданского служащего, который прекращается с увольнением с гражданской службы.
При сокращении должностей гражданской службы рассматриваемые отношения продолжаются в случаях, установленных п. 1 и 2 ч. 1.
2.1. Следует отметить, что при сокращении штата государственного органа представитель нанимателя не может предложить гражданскому служащему для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу, а гражданский служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г.).
С учетом указанной правовой позиции Президиума Верховного суда РФ не представляется возможным однозначно утверждать, каким образом будет "предоставлена: возможность замещения иной должности гражданской службы." без соблюдения конкурсных процедур (что также относится и к случаям, установленным п. 1 ч. 3 комментируемой статьи).
При согласии гражданского служащего с предложенной ему иной должностью в том же или другом государственном органе (в случае ликвидации государственного органа) служебный контракт с ним прекращается, а при переводе в другой государственный орган наступают правовые последствия, установленные п. 5 ч. 1 ст. 33.
2.2. Возможность направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации следует отличать от одноименных действий, предусмотренных ст. 62 комментируемого Федерального закона, в первую очередь по их правовым назначению и последствиям. Во-первых, при отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в рассматриваемых в настоящей статье случаях он подлежит увольнению с гражданской службы, и, во-вторых, после прохождения им профессиональной подготовки или повышения квалификации представитель нанимателя вправе, но не обязан, что вытекает из п. 6 ч. 1 ст. 33, предложить такому гражданскому служащему иную должность гражданской службы.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации служебный контракт с ним прекращается по п. 6 ч. 1 ст. 33.
3. При предстоящем увольнении с гражданской службы по рассматриваемому основанию (сокращение должностей) должна быть соблюдена установленная комментируемой статьей процедура - сообщение в письменной форме о предстоящем сокращении за два месяца. При этом ч. 8 предоставляет представителю нанимателя право расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим без такого предупреждения, но при наличии письменного согласия гражданского служащего.
4. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает возможность (что является правом, но не обязанностью представителя нанимателя) проведения в случае сокращения должностей гражданской службы внеочередной аттестации гражданских служащих. Законодательно определена и цель такой аттестации, отличающаяся от "традиционной", установленной ч. 1 ст. 48.
Аттестация проводится с целью выявления гражданских служащих, имеющих преимущественное право на замещение должностей гражданской службы. Одновременно установлены и критерии такого преимущественного права:
более высокие квалификация, уровень профессионального образования;
большая продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности;
более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Фактически аттестация проводится не только и не столько в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, но, в первую очередь, для выявления гражданских служащих, имеющих более высокую квалификацию и результаты профессиональной служебной деятельности в "пределах" одинаковых квалификационных требований, поскольку по результатам проведенной внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Целесообразно отметить, что по результатам аттестации аттестационная комиссия, в соответствии с п. 3 ч. 15 ст. 48 комментируемого Федерального закона, может принять и такое решение, как рекомендовать гражданского служащего к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста.