1. Комментируемая статья Федерального закона содержит нормы, которые фактически, по своей направленности, закрепляют социальные гарантии гражданских служащих, обеспечивают стабильность их правового статуса.
В рассматриваемых случаях предусмотрены правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущие за собой, в контексте рассматриваемого вопроса, сокращение или "прекращение" должностей гражданской службы.
При решении вопросов сокращения должностей гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа следует руководствоваться понятиями реорганизации и ликвидации, а также порядком их осуществления, установленными в Гражданском кодексе РФ применительно к юридическим лицам (ст. 57-61).
Во-первых, комментируемая статья к правовым последствиям реорганизации государственного органа относит изменение его структуры. Во-вторых, реорганизация государственного органа может повлечь за собой его слияние (объединение) с другим или другими государственными органами или же разделение на два и более государственных органа. В-третьих, возможно преобразование государственного органа с изменением его функций, статуса.
В связи с этим целесообразно отметить, что реорганизация государственного органа без сокращения должностей гражданской службы действия служебных контрактов не прекращает, на что прямо указано в части 2 комментируемой статьи.
В отличие от реорганизации ликвидация государственного органа предполагает прекращение его существования и прекращение его полномочий-функций с возможной передачей таких функций иному государственному органу.
2. Комментируемая статья применяет понятие "государственно-служебные отношения с гражданским служащим", но не раскрывает его. С учетом анализа ст. 31 и 33 комментируемого Федерального закона, нам представляется возможным констатировать, что указанное понятие означает наличие статуса гражданского служащего, который прекращается с увольнением с гражданской службы.
При сокращении должностей гражданской службы рассматриваемые отношения продолжаются в случаях, установленных п. 1 и 2 ч. 1.
2.1. Следует отметить, что при сокращении штата государственного органа представитель нанимателя не может предложить гражданскому служащему для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу, а гражданский служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г.).
С учетом указанной правовой позиции Президиума Верховного суда РФ не представляется возможным однозначно утверждать, каким образом будет "предоставлена: возможность замещения иной должности гражданской службы." без соблюдения конкурсных процедур (что также относится и к случаям, установленным п. 1 ч. 3 комментируемой статьи).
При согласии гражданского служащего с предложенной ему иной должностью в том же или другом государственном органе (в случае ликвидации государственного органа) служебный контракт с ним прекращается, а при переводе в другой государственный орган наступают правовые последствия, установленные п. 5 ч. 1 ст. 33.
2.2. Возможность направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации следует отличать от одноименных действий, предусмотренных ст. 62 комментируемого Федерального закона, в первую очередь по их правовым назначению и последствиям. Во-первых, при отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в рассматриваемых в настоящей статье случаях он подлежит увольнению с гражданской службы, и, во-вторых, после прохождения им профессиональной подготовки или повышения квалификации представитель нанимателя вправе, но не обязан, что вытекает из п. 6 ч. 1 ст. 33, предложить такому гражданскому служащему иную должность гражданской службы.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации служебный контракт с ним прекращается по п. 6 ч. 1 ст. 33.
3. При предстоящем увольнении с гражданской службы по рассматриваемому основанию (сокращение должностей) должна быть соблюдена установленная комментируемой статьей процедура - сообщение в письменной форме о предстоящем сокращении за два месяца. При этом ч. 8 предоставляет представителю нанимателя право расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим без такого предупреждения, но при наличии письменного согласия гражданского служащего.
4. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает возможность (что является правом, но не обязанностью представителя нанимателя) проведения в случае сокращения должностей гражданской службы внеочередной аттестации гражданских служащих. Законодательно определена и цель такой аттестации, отличающаяся от "традиционной", установленной ч. 1 ст. 48.
Аттестация проводится с целью выявления гражданских служащих, имеющих преимущественное право на замещение должностей гражданской службы. Одновременно установлены и критерии такого преимущественного права:
более высокие квалификация, уровень профессионального образования;
большая продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности;
более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Фактически аттестация проводится не только и не столько в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, но, в первую очередь, для выявления гражданских служащих, имеющих более высокую квалификацию и результаты профессиональной служебной деятельности в "пределах" одинаковых квалификационных требований, поскольку по результатам проведенной внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Целесообразно отметить, что по результатам аттестации аттестационная комиссия, в соответствии с п. 3 ч. 15 ст. 48 комментируемого Федерального закона, может принять и такое решение, как рекомендовать гражданского служащего к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста.