Часть 1 комментируемой статьи определяет правовой режим имущества Банка России:

Статья 2
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет правовой режим имущества Банка России: уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью; в соответствии с целями и в порядке, которые установлены комментируемым Законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России; изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В части 1 ст. 2 Закона 1990 г. о Банке России содержались такие же положения, но за исключением двух моментов. Во-первых, ранее непосредственно не указывалось, что полномочия Банка России по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России распространяются на золотовалютные резервы Банка России. Соответственно такому изменению в п. 7 ст. 4 комментируемого Закона указана новая функция Банка России по осуществлению эффективного управления золотовалютными резервами Банка России. Во-вторых, ранее не указывалось на то, что федеральным законом может быть предусмотрено изъятие из правила о недопустимости изъятия и обременения обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России.
Как предусмотрено в п. 2 ст. 48 части первой ГК РФ, в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Там же (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ*(35)) определено, что к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. Согласно нормам данного Кодекса (ст. 114, 115, 120, 214, 215, 294, 296) за государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущество собственника закрепляется на праве хозяйственного ведения, а за казенным предприятием и учреждением - на праве оперативного управления. Правовые режимы имущества, закрепляемого за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления, определены в гл. 19 "Право хозяйственного ведения, право оперативного управления" ГК РФ. Однако, эти правовые режимы отличаются от определенного в ч. 1 комментируемой статьи правового режима имущества Банка России.
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства. Изъятиями из данного общего правила являются случаи, когда государство или Банк России приняли на себя такие обязательства, а также случаи, предусмотренные федеральными законами. Точно такое же регулирование ранее содержалось в ч. 4 ст. 2 Закона 1990 г. о Банке России. Данная норма согласуется с общими положениями п. 2, 3 и 6 ст. 126 части первой ГК РФ, в соответствии с которыми: юридические лица, созданные Россией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам (п. 2); Россия, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 3); указанные правила не распространяются на случаи, когда Россия приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам России (п. 6).
В развитие данных положений в ст. 79 комментируемого Закона установлено, что Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства (см. комментарий к указанной статье).
3. В части 3 комментируемой статьи установлено, что Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. В точности такое же правило ранее содержалось в ч. 2 ст. 2 Закона 1990 г. о Банке России. Данная норма дополняет содержание установленного в ч. 2 ст. 1 комментируемого Закона на основании ч. 2 ст. 75 Конституции РФ принципа осуществления Банком России функций и полномочий, предусмотренных Конституцией РФ и данным Законом, независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Исходя из ст. 11 комментируемого Закона, устанавливающей порядок определения прибыли Банка России, в комментируемой статье под собственными доходами Банка России понимаются доходы от предусмотренных ст. 46 данного Закона банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций, о под расходами Банка России - расходы, связанные с осуществлением Банком России своих функций, установленных ст. 4 данного Закона. При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 3 комментируемого Закона получение прибыли не является целью деятельности Банка России (см. комментарии к ст. 3 и 11 закона).

Похожее