Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания
1. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека в таких значимых документах международного права как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.
Комментируемая статья обеспечивает основные гарантии ребенка в области образования и воспитания. Нормы комментируемой статьи дополняют нормы Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", который регулирует образовательный процесс детей. Под образованием в данном Законе понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В России установлены следующие уровни образования (образовательные цензы):
основное общее образование;
среднее (полное) общее образование;
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование;
послевузовское профессиональное образование.
Комментируемая статья имеет собственный предмет регулирования, т.к. провозглашает гарантии:
создания детьми общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников;
проведения по инициативе детей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений;
проведения собраний и митингов по вопросам защиты нарушенных прав;
доступности для детей и их родителей уставов и иных внутренних документов образовательных и воспитательных учреждений.
В соответствии с п. 1 ст. 9 образовательные учреждения и их работники, в т.ч. при обучении ребенка на дому, не должны ущемлять права ребенка.
К числу прав ребенка, связанных с получением образования, относятся следующие права:
право на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов;
право на ускоренный курс обучения;
право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
право на получение дополнительных образовательных услуг, в т.ч. на платной основе;
право на участие в управлении образовательным учреждением;
право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;
в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения право на перевод с согласия родителей в другие образовательные учреждения такого же типа;
право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет при наличии согласия родителей и органа управления образованием;
право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей или лиц, их заменяющих;
право на выбор формы образования, которое Законом "Об образовании" (ч. 2 ст. 50) закреплено только за совершеннолетними гражданами. Это означает, что только родители или лица, их заменяющие, могут выбрать для ребенка форм обучения. Например, для ребенка-инвалида может быть выбрано или надомное обучение, или обучение в коррекционной школе.
Представляется, что понятие "ущемление прав ребенка" в смысле комментируемой статьи следует понимать и как прямое нарушение прав ребенка, и как лишение ребенка возможностей выбора или выражения своего мнения по поводу вопросов образования, подавление его инициативы.
В частности, ущемляющими права детей на образование в екатеринбургских школах признаны школьные дежурства во время уроков. Так, например, учащимся екатеринбургских школ запретили дежурить по школе вместо уроков, т.к. привлечение к такому труду не предусмотрено образовательной программой. Как сообщили в прокуратуре Свердловской области, прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга в течение 2009 г. вынесла 21 протест на незаконные правовые акты, которые ущемляли права учащихся различных образовательных учреждений и их родителей. В результате в Екатеринбурге пункты Правил внутреннего распорядка школ, противоречащие закону, были убраны. Теперь екатеринбургские школьники могут заступать на дежурство только в добровольном порядке и с согласия родителей.*(12)
2. Закон поощряет создание по инициативе воспитанников и учеников в возрасте старше 8 лет общественных объединений и организаций. Администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию таких объединений и организаций.
Единственным исключением из правила является то, что такого рода объединения и организации не должны быть созданными политическими партиями либо являться детскими религиозными организациями.
Деятельность общественных объединений (организаций) регламентируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно ст. 3 указанного Закона создаваемые общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Как правило, регистрировать общественные объединения, создаваемые обучающимися или воспитанниками образовательных учреждений, не возникает необходимости.
Учредителями детского общественного объединения, как правило, являются сами ученики или воспитанники, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принято решение о создании организации или объединения, принят устав, сформированы руководящие и контрольно-ревизионный органы. Все учредители общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения являются обучающиеся или воспитанники, вступившие в общественное объединение и имеющие заинтересованность в совместном решении задач данного объединения. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Участники общественного объединения также имеют равные права и несут равные обязанности.
3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности преподавателей, воспитателей и других работников образовательных учреждений, которые нарушают или ущемляют права ребенка.
Например, в случае, если школьный учитель нарушил права ученика, то ученик может обратиться не напрямую к директору, а в школьный совет. Школьный совет является организацией, которая представляет интересы учеников, и в свою очередь, составляет ходатайство на имя директора, в котором просит директора провести расследование произошедшего инцидента и принять меры. Директор назначает комиссию из преподавателей и представителей школьного совета для проведения расследования. Комиссия составляет заключение, по результатам которого администрация образовательного учреждения (в данном случае директор школы) принимает окончательное решение, наказывает виновных. Дисциплинарными наказаниями, которые могут быть применены к нарушителю, являются выговор, строгий выговор и увольнение.
Если обучающиеся не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. В первую очередь, к числу уполномоченных органов относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Министерство образования, комитет по образованию в структуре органов местного самоуправления.
4. Во внеучебное время обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты нарушенных прав.
Собранием является совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Митинги и собрания должны отвечать принципам законности и добровольности участия в них.
Организаторами собраний и митингов могут быть один или несколько обучающихся или воспитанников образовательного учреждения или общественное объединение (организация) обучающихся, воспитанников (за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций).
В уставе образовательного учреждения, как правило, содержатся условия проведения собраний и митингов на территории этого учреждения. Обучающиеся или воспитанники должны заблаговременно ознакомиться с условиями проведения собрания или митинга и соблюдать их. Собрания и митинги не должны нарушать общественный порядок и препятствовать образовательному и воспитательному процессам. Например, незаконным будет являться срыв школьных занятий второй смены или насильственное удержание учителей в здании школы и т.п.
О намерении провести собрание или митинг администрация образовательного учреждения должна быть уведомлена заблаговременно в письменной форме. В уставе могут содержаться дополнительные требования к уведомлению, касающиеся времени проведения, указания приблизительного числа участников или конкретного места проведения собрания или митинга. Организаторы собрания или митинга вправе требовать от остальных участников соблюдения общественного порядка, а не подчинившиеся законным требованиям могут быть удалены с места проведения собрания или митинга.
К числу наиболее частых нарушений и ущемлений прав отдельных детей работниками образовательных учреждений, которые приводят к проведениям "акций протеста", пожалуй, относятся наложение дисциплинарного наказания на учащегося в форме выговора, удержание в классе на переменах, случаи применения методов психического и физического воздействия (п. 6 ст. 15 Закона РФ "Об образовании"), нарушения права на различные формы получения образования (п. 2 ст. 51, п. 1 ст. 10 Закона РФ "Об образовании").
Массовый характер носят нарушения, связанные с "добровольно-принудительным" сбором денег с родителей обучающихся, которые производятся образовательным учреждением чаще всего для хозяйственных нужд, а также с созданием условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. Между тем законными могут являться только те решения о сборе денег, спонсорской помощи или "добровольных" пожертвованиях, которые приняты на родительских собраниях или конференциях, созванных по инициативе самих родителей, и в установленном законом порядке оформлены протоколами родительских собраний или конференций.
В нарушение ст. 51 Закона "Об образовании" иногда не согласовываются с органами здравоохранения учебная нагрузка и режим занятий, а помещения, где проходят занятия с детьми, не отвечают требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам и правилам по освещенности.
Причинами, которые обуславливают нарушения прав детей в образовательных учреждениях, как правило, являются:
отсутствие достаточного финансирования образовательных учреждений;
недостаточность региональной и муниципальной нормативно-правовой базы;
отсутствие должного систематического контроля органов управления образованием за соблюдением норм и правил организации образовательного процесса;
недостаточная правовая грамотность руководителей образовательных учреждений, преподавателей;
недостаточный уровень надзорно-контрольной деятельности образовательных учреждений.*(13)
5. Любое образовательное или воспитательное учреждение действует на основании устава. Устав является учредительным документом, в котором содержатся основы создания и деятельности учреждения.
В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Устав, наряду с приказами, правилами внутреннего распорядка, распоряжениями, положениями, нормативами и прочими документами, исходящими от администрации, относятся к внутренним документам образовательного учреждения. Документы, издаваемые администрацией образовательного учреждения, могут носить индивидуальный характер, например, приказ о премировании преподавателя К. или приказ об уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск директора Л. Некоторые документы являются документами финансовой и налоговой отчетности.
Внутренние документы, которые не носят индивидуального характера и не могут носить секретного характера, являются общедоступными. В п. 4 комментируемой статьи содержится обязательное требование к порядку размещения информации: в образовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты:
уставов;
правил внутреннего распорядка таких учреждений;
списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
Места, в которых вывешиваются тексты перечисленных документов, должны быть доступными не только для преподавательского состава (например, учительские, кабинет директора школы), но и для всех учеников и их родителей (например, вестибюль школы или стена около главного входа).