Статья 113

Статья 113
Данным конституционным положением подчеркивается ключевая роль Председателя Правительства в структуре высшего исполнительного органа, впрямую не закрепляя статус Председателя как главы Правительства.
Исходя из положений Конституции, Закон о Правительстве РФ (ст. 24) характеризует пост Председателя Правительства как руководителя Правительства, наделенного широкими и вполне самостоятельными полномочиями.
Председатель Правительства несет ответственность за то, чтобы было обеспечено выполнение вмененных в обязанность Правительству политических, экономических, культурных и социальных задач, а также в области правопорядка, безопасности и обороны страны. Для этого Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства, организует коллективную работу Правительства; определяет вопросы, подлежащие рассмотрению на заседаниях Правительства или его Президиума, созывает заседания и руководит ими.
Полномочия Председателя по определению основных направлений деятельности Правительства, в целом свойственные для глав исполнительной власти стран с парламентарными формами правления*(1046), опосредуют стратегические задачи, решаемые Правительством, характеризуют его как руководителя, формирующего государственную политику, прежде всего в экономической, социальной и других сферах ведения федеральной исполнительной власти.
Основные направления деятельности Правительства впервые (с момента принятия действующей Конституции) были представлены главой Правительства на его заседании 28 июля 2004 г.*(1047). До этого на практике основные направления деятельности Правительства в едином документе не формализовались. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р были утверждены Основные направления деятельности Правительства на период до 2012 г.*(1048).
В большинстве случаев данная прерогатива главы Правительства реализовывалась им через решения, принимаемые на заседаниях Правительства, в целях укрепления единой линии действий Председателя Правительства и Правительства в целом. Этому служат и такие формы, как публичные выступления, обращения, заявления, интервью главы Правительства о деятельности возглавляемого им органа власти.
В любом случае Председатель Правительства должен определять направления деятельности Правительства в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента РФ. Важным ориентиром для Председателя Правительства в их выборе служат послания Президента Федеральному Собранию и бюджетные послания.
Статус Председателя Правительства как руководителя этого органа определяется и конституционными полномочиями по организации работы Правительства, к которым относятся: ведение заседаний Правительства с правом решающего голоса; подписание актов Правительства; представление Президенту предложений о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределение обязанностей между заместителями Председателя Правительства (ст. 24 Закона о Правительстве РФ).
Закон о Правительстве РФ возлагает персонально на Председателя Правительства обязанность систематически информировать Президента о работе Правительства. Такое информирование осуществляется во время регулярных встреч Президента с Председателем Правительства, а также в иных формах взаимодействия Президента и Правительства.
Председатель Правительства проводит совещания и встречи с членами Правительства, руководителями федеральных служб и федеральных агентств, органов и организаций при Правительстве, на которых обсуждаются вопросы выполнения программ и планов деятельности Правительства; единолично принимает решения по оперативным вопросам.
Один из основных нормативных правовых актов, непосредственно определяющих порядок организации работы Правительства - Регламент Правительства*(1049), однако он практически не раскрывает содержания полномочий Председателя Правительства по организации работы высшего исполнительного органа.
Анализ и Закона о Правительстве РФ, и Регламента Правительства показывает, что закрепление Конституцией за Председателем Правительства полномочий по организации работы Правительства не означает, что в процессе организации данной работы не участвуют другие лица. Указанные акты наделяют определенными полномочиями по организации деятельности Правительства и заместителей Председателя Правительства, и федеральных министров, и Аппарат Правительства*(1050).