Cтатья 49. Стороны исполнительного производства

Cтатья 49. Стороны исполнительного производства
Комментируемая статья посвящена сторонам исполнительного процесса, которые являются важнейшими из лиц, участвующих в исполнительном производстве. Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Отсутствие любого из них означает и отсутствие исполнительного производства.
Сторонами в исполнительном производстве могут быть граждане, организации, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом.
Взыскателем и должником могут быть граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, имеющие двойное гражданство. При этом необходимо учитывать положения ст. 17-40 ГК.
Общегражданская правоспособность признается за любым гражданином.
ГК установлены принципы, на которых основана возможность реализации принадлежащей гражданину правоспособности:
- гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет (а также при вступлении в брак до достижения 18 лет, эмансипации);
- никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом;
- несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение;
- полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.
Гражданин Российской Федерации имеет право защищать свои права и законные интересы. Граждане, достигшие возраста 18 лет, самостоятельно осуществляют права, выполняют обязанности, поручают ведение исполнительного производства представителю в полном объеме.
Что касается несовершеннолетних лиц, граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, признанных недееспособными, то их права и законные интересы защищают законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законодательством.
В исполнительном производстве допускается участие иностранного элемента. Правовое положение иностранных лиц основано на гарантиях прав и свобод человека, и правоспособность за ними признается в той же мере, что и за гражданами России. Дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяется их личным законом.
Иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство (подданство) которой гражданин имеет. В случае если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право.
Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
Взыскателем и должником могут быть организации.
Под организациями понимаются правосубъектные российские, иностранные и другие юридические лица.
При этом необходимо учитывать положения ст. 48-123 ГК и иных федеральных законов.
Юридическое лицо - это организация, имеющая самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших ее или входящих в ее состав учредителей (участников). При этом под организацией понимается определенная указанная в законе структура (организационно-правовая форма).
Организация, считающаяся юридическим лицом, должна иметь обособленное от ее учредителей (участников) имущество. Данное имущество организация имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Организация, считающаяся юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом.
Организация, считающаяся юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, т.е. выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота и как следствие - быть истцом и ответчиком в суде.
В зависимости от основной цели своей деятельности все юридические лица делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие организации.
Основной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли и возможность ее распределения между участниками.
Основной целью деятельности некоммерческих организаций является выполнение функций, не связанных с получением прибыли. При этом источники финансирования деятельности некоммерческой организации не имеют значения. Некоммерческая организация может находиться и на самофинансировании за счет получаемых ею доходов от своей деятельности. Более того, закон не запрещает ей получать прибыль от вспомогательной предпринимательской деятельности, которую она, однако, не вправе распределять между своими участниками.
Юридические лица вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ и за ее пределами.
Филиал и представительство являются подразделениями юридического лица, его составными частями. Данные подразделения должны быть организационно обособлены в составе юридического лица и располагаться вне его места нахождения.
Отличие обоих подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и учредительными документами юридического лица. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства, в силу полномочия, основанного на доверенности.
Дополнительно следует отметить, что филиал юридического лица может иметь индивидуализирующее его наименование, включающее наименование создавшего его юридического лица.
Подразделения, считающиеся филиалом или представительством, не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют.
Для выполнения своих функций филиал и представительство наделяются создавшим их юридическим лицом необходимым имуществом. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица.
Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с учредительными документами юридического лица.
Полномочия руководителя должны быть удостоверены доверенностью, выданной юридическим лицом.
Закон об исполнительном производстве вводит новое, до настоящего времени не известное праву квазисубъектное образование - объединение граждан, не являющихся юридическими лицами. В нашем законодательстве эта форма не урегулирована.
В исполнительном производстве в качестве сторон могут также выступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования в лице своих органов.
При этом необходимо учитывать положения ст. 124-126 ГК.
Согласно ГК Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако, участвуя в правоотношениях, они применяют нормы, предназначенные для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в правоотношениях через посредство своих органов или специально назначаемых представителей. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют интересы собственно Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.
Помимо этого, органы государственной власти и органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами (например, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления), вправе выступать в правоотношениях от своего имени и в своем интересе, преследуя узкие цели экономического обеспечения своей основной деятельности.
На уровне субъектов РФ органами государственной власти, правомочными своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, являются органы законодательной и исполнительной власти, а в ряде республик, входящих в Российскую Федерацию, - также и президенты.
Указанные органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в правоотношениях от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в рамках установленной для них компетенции без специальных поручений.
Согласно ст. 131 Конституции и Закону о принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления, которые от имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности, определяются населением, проживающим на их территории, самостоятельно.
Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим правовым обязательствам на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами принадлежащим им имуществом. В отношении имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам кредиторов, делается два исключения. Во-первых, в состав данного имущества не входит имущество, которое закреплено за созданными Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Во-вторых, обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, возможно лишь в случаях, предусмотренных законодательством.
В комментируемой статье дается легальное определение взыскателя - это лицо, управомоченное требовать исполнения судебного решения или иного юридического акта, т.е. гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.
В рассматриваемой статье дается также легальное определение должника - это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.
Комментируемая статья посвящена "исполнительному" соучастию, так как в исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников.
Соучастники вправе (но вовсе не обязательно) поручить представлять интересы в исполнительном производстве одному из соучастников. Иначе говоря, налицо частный случай представительства в исполнительном производстве. В связи с этим остальные взыскатели (должники) должны выдать данному соучастнику доверенность, оформленную в соответствии с законом (см. комментарии к ст. 53 и 54).