Статья 96. Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации

Статья 96. Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации
Впервые в Закон об исполнительном производстве введена статья, предусматривающая действия судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов, принятых в отношении юридических лиц, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве либо находящихся в стадии ликвидации по иным основаниям.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи после 1 февраля 2008 г. судебный пристав-исполнитель самостоятельно по получению определения суда о введении в отношении вышеназванных процедур банкротства выносит по каждому возбужденному в отношении должника исполнительному производству постановление о приостановлении. При вынесении соответствующих постановлений судебный пристав-исполнитель должен учитывать, что все судебные акты о введении соответствующих процедур банкротства подлежат немедленному исполнению, поэтому постановление о приостановлении должно быть вынесено немедленно по получении данного документа.
Как показывает практика, в одном сводном производстве может быть значительное (исчисляемое сотнями) количество отдельных производств. Таким образом, вынесение отдельного постановления и направление его в адрес сторон по каждому производству повлечет за собой не только значительные трудозатраты судебных приставов, но и расходы.
Полагаем достаточным вынесение одного постановления о приостановлении исполнительных производств, в котором будут перечислены номера всех исполнительных производств в рамках сводного, подлежащих приостановлению.
В полном соответствии с Законом о банкротстве в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что исполнение не приостанавливается по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения соответствующей процедуры решений (судебных приказов) о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, о взыскании задолженности по текущим платежам. Таким образом, получив определение суда, судебный пристав-исполнитель анализирует каждое исполнительное производство, возбужденное в отношении должника, выделяя в отдельную группу судебные акты, подлежащие исполнению, а затем по каждому из оставшихся производств принимает постановление о приостановлении со ссылкой на соответствующее определение суда о введении процедуры банкротства, п. 5 ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве. Данное постановление должно быть направлено во все организации, которые непосредственно исполняют решения суда (например, в банк, которому направлялось постановление о принудительном списании денежных средств со счета, организаторам торгов). Судебный пристав-исполнитель вряд ли будет затрудняться в определении дел, по которым исполнение должно быть продолжено. Исключение составляют текущие платежи, понятие которых дано в п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве и п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"*(102). Под текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
При приостановлении исполнительного производства по основанию, предусмотренному в комментируемой статье, судебный пристав-исполнитель одновременно должен вынести постановление о снятии ареста с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, направив данные постановления в органы, перечисленные в ч. 7 ст. 80 Закона об исполнительном производстве, в зависимости от имущества должника, на которое налагался арест. Частью 2 анализируемой статьи предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель может не снимать аресты с имущества, стоимость которого не превышает размера задолженности, необходимой для исполнения требований таких исполнительных документов. Данное имущество может быть реализовано без обращения за разрешением в суд. Порядок реализации определен ст. 87-90 Закона об исполнительном производстве. Вся полученная от реализации сумма должна быть направлена исключительно на исполнение судебных актов, исполнение по которым не приостанавливается, поэтому вряд ли возможно из этой суммы удерживать исполнительский сбор, штраф или расходы по совершению исполнительных действий, хотя окончательный ответ на данный вопрос может дать судебная практика.
Новые аресты на основании вступивших в законную силу решений, производство по которым не приостанавливается, после введения процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления могут быть наложены только на основании определения арбитражного суда, вынесенного в рамках дела о банкротстве. Следовательно, судебный пристав исполнитель может обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
При получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель по каждому исполнительному производству, в том числе и исполнявшимся в предыдущих процедурах банкротства, выносит постановления об окончании исполнительного производства со ссылкой на п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве. Такое постановление не выносится в отношении исполнительных документов:
- о признании права собственности на имущество должника;
- о компенсации морального вреда;
- об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
- о применении последствий недействительности сделок;
- о взыскании задолженности по текущим платежам (только требования кредиторов, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования, возникшие в ходе конкурсного производства в ходе конкурсного производства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.10.2006 N 9111/06)).
В случае окончания исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением арестов и ограничений, необходимых для исполнения требований по не приостановленным исполнительным производствам.
Все исполнительные документы с копиями постановлений об окончании исполнительного производства в течение трех дней направляются конкурсному управляющему. Постановление об окончании исполнительного производства направляется также взыскателям. В ч. 5 комментируемой статьи указывается на обязательность направления постановления сторонам исполнительного производства, к которым относится и должник. Хотя конкурсный управляющий выполняет обязанности руководителя должника, судебный пристав-исполнитель не освобождается от обязанности по направлению должнику копии постановления об окончании исполнительного производства.
Очередность расчетов с конкурсными кредиторами после продажи конкурсной массы определяется ст. 134-138, 142, 148 Закона о банкротстве.
Аналогичный порядок окончания исполнительного производства и направления всех исполнительных документов с копиями постановлений об окончании ликвидатору (ликвидационной комиссии) предусмотрен при ликвидации юридического лица. При добровольной ликвидации ликвидационная комиссия или ликвидатор сами обращаются в службу судебных приставов по данному вопросу, прилагая решение учредителей (собственника) о ликвидации, о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии), копию опубликования решения о ликвидации в СМИ. Если решение о ликвидации принимается судом в службу судебных приставов по месту нахождения данного юридического лица, кроме вышеназванных документов прилагается копия решения суда. Однако в отличие от конкурсного производства, где контроль за дальнейшим исполнением судебных актов на судебного пристава не возлагается, при ликвидации юридического лица по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе осуществить проверку правильности их исполнения ликвидатором в порядке, предусмотренном ч. 8 и 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве. Часть 8 ст. 47 Закона об исполнительном производстве допускает после окончания исполнительного производства совершение исполнительных действий, предусмотренных в п. 16 ч. 1 ст. 64, или в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве, но только в отношении периодических платежей. Однако, поскольку ч. 6 комментируемой статьи отсылает к ч. 8 ст. 47 только в части порядка проверки, а при ликвидации взыскание периодических платежей не имеет приоритета по сравнению с другими исполнительными документами, законодатель имел в виду лишь сами исполнительные действия, установленные п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Целью проверки при ликвидации юридического лица для судебного пристава-исполнителя может быть лишь выяснение двух обстоятельств:
- действительно ли осуществляются фактические действия по ликвидации;
- соблюдается ли очередность расчетов, предусмотренная п. 4 ст. 63 ГК.
В силу п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе исключительно по заявлению взыскателя запросить у ликвидатора бухгалтерские и иные документы, подтверждающие указанные выше обстоятельства. Применительно к ст. 63 ГК факт осуществления действий по ликвидации могут подтверждать:
- направление ликвидатором в адрес взыскателей по оконченным исполнительным листам уведомлений о принятии решения о ликвидации и сроках принятия от них заявлений;
- составление промежуточного ликвидационного баланса по окончания срока заявления требований кредиторами должника, определенного в сообщении в органах СМИ. Срок не может быть более двух месяцев с момента публикации о ликвидации;
- факт представления утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями ликвидируемого юридического лица;
- при наличии у должника по промежуточному балансу дебиторской задолженности и имущества документы о взыскании данной задолженности и принятых мерах по продаже имущества;
- сумма, поступившая от продажи имущества;
- документы о расчетах с кредиторами;
- выписка из реестра инспекции ФНС России со внесенной соответствующей записью.
При проверке соблюдения очередности расчетов с кредиторами необходимо иметь в виду, что при ликвидации юридического лица:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждения по авторским договорам;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате финансовых санкций и требований индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов по открытым для осуществления данных видов деятельности счетам), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в ред. от 22.12.2008)*(103).
Требования каждой очереди удовлетворяются только после полного расчета с кредиторами предыдущей очереди, за исключением требований по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. При недостаточности имущества для расчетов с кредиторами оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.
С учетом вышеназванных норм гражданского законодательства судебный пристав-исполнитель в целях осуществления контрольных функций вправе проверить, включена ли задолженность по исполнительным листам в промежуточный ликвидационный баланс, правильно ли соблюдена очередность и пропорциональность удовлетворения. Однако выявленные нарушения могут лишь являться основанием для привлечения виновного лица к административной либо уголовной ответственности.
Часть 7 комментируемой статьи распространяет порядок исполнения исполнительного документа, выданного судом, другим органом или должностным лицом в связи с предпринимательской деятельностью гражданина при обращении взыскания на имущество должника-гражданина. Безусловно, данная формулировка не совсем корректна, поскольку из ее содержания не следует, что вышеназванный порядок применяется в случае возбуждения в отношении индивидуального предпринимателя дела о банкротстве. Однако из совокупного анализа ч. 2 ст. 94 и ч. 7 ст. 96 Закона об исполнительном производстве, общего смысла и целей исполнительных действий, предусмотренных в данных статьях, можно сделать вывод о том, что законодатель имел в виду распространить нормы ст. 96 Закона об исполнительном производстве исключительно на случаи признания индивидуального предпринимателя банкротом.
Порядок признания индивидуальных предпринимателей банкротами предусмотрен ст. 214-216 Закона о банкротстве, а в части, не противоречащей данным статьям, - ст. 202-213 этого же Закона. Системный анализ указанных норм Закона о банкротстве и Закона об исполнительном производстве позволяет обратить внимание на ряд существенных противоречий. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи при получении решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства. Однако при признании индивидуального предпринимателя банкротом действует ст. 209 Закона о банкротстве, которая обязывает арбитражный суд на основании решения о признании гражданина банкротом выдавать исполнительный лист об обращении взыскания на имущество гражданина, который непосредственно направляется судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника. Лишь только при утверждении судом конкурсного управляющего, если необходимо постоянное управление недвижимым имуществом и ценным движимым имуществом, данные функции возлагаются на конкурсного управляющего (п. 2 ст. 209 Закона о банкротстве), и в этом случае будет возможно применение ч. 4 комментируемой статьи. Вне зависимости от того, кто осуществляет реализацию имущества индивидуального предпринимателя-банкрота, все вырученные денежные средства перечисляются на депозитный счет структурного подразделения судебных приставов, принявшего решение о признании его банкротом. Очередность выплаты с депозитного счета суда определяется ст. 211 Закона о банкротстве.
Следует иметь в виду, что ст. 146 Закона о банкротстве допускает возможность перехода с конкурсного производства на внешнее управление. Данный порядок определен в ст. 146 Закона о банкротстве. При принятии такого определения возникает вопрос о судьбе переданных конкурсному управляющему исполнительных листов и постановлений об окончании исполнительных производств по ним, поскольку этот вопрос в ст. 96 Закона об исполнительном производстве не разрешен.
Согласно п. 3 ст. 146 Закона о банкротстве при переходе с конкурсного на внешнее управление:
- вновь открывается реестр кредиторов;
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства, а также требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых на момент открытия конкурсного производства не наступил, считаются текущими с даты вынесения вышеназванного определения;
- требования, удовлетворенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными и не подлежат восстановлению.
Таким образом, переход к внешнему управлению повлечет необходимость совершения исполнительных действий, допускаемых на данной стадии банкротства, что возлагает на арбитражный суд обязанность направить судебному приставу-исполнителю определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. В данном определении должно быть указано на прекращение исполнительного производства по удовлетворенным в ходе конкурсного производства требованиям и обязанности конкурсного управляющего возвратить в службу судебных приставов-исполнителей исполнительные документы, по которым исполнение не произведено. Судебный пристав-исполнитель на основании данного определения направляет конкурсному управляющему требование о возвращении неисполненных исполнительных документов. В порядке ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве старшим судебным приставом со ссылкой на определение суда и необходимость совершения повторных исполнительных действий выносится постановление об отмене постановлений судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства. На основании данного постановления судебный пристав-исполнитель повторно производит процессуальные действия, предусмотренные в ч. 1 и 2 комментируемой статьи.