Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
1. В комментируемой статье определен порядок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Ранее подобное регулирование содержалось в п. 2.7-2.16 утративших силу Правил 2005 г. рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. При этом предусмотрено, что срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев в случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации а также в случаях, комментируемой главой. О каких иных случаях при этом идет речь понять довольно сложно. В то же время следует иметь в виду, что в ст. 47 комментируемого закона регламентированы процедуры отложения и приостановления рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (см. указанную статью и комментарий к ней).
Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи о продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле. В пункте 3.37 Административного регламента ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства уточнено, что копия указанного определения направляется лицам, участвующим в деле, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня его вынесения. Там же предусмотрено, что копия указанного определения также может быть направлена лицам, привлеченным комиссией к рассмотрению дела в качестве эксперта, переводчика и лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах. Форма определения о продлении срока рассмотрения дела приведена в приложении N 11 к приказу ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии. По аналогии с соответствующими процессуальными нормами (ч. 1 ст. 153 АПК РФ и ч. 1 ст. 113, ст. 153 ГПК РФ) установлено, что лица, участвующие в деле, должны быть извещены о времени и месте его рассмотрения. Также по аналогии с процессуальными нормами (ч. 3 ст. 156 АПК РФ и ч. 3 ст. 167 ГПК РФ) предусмотрено, что в случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В пункте 1 ч. 1 ст. 47 комментируемого Закона предусмотрено, что по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства. Соответственно в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей), дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанные в нем обстоятельства не были признаны комиссией уважительными.
Наряду с прочим в ч. 2 комментируемой статьи по аналогии с соответствующими процессуальными нормами (ст. 155 АПК РФ и гл. 21 ГПК РФ) установлено, что в ходе рассмотрения дела ведется протокол, который подписывается председателем комиссии. В данной норме также предусмотрено, что комиссия вправе проводить стенографическую запись или аудиозапись своего заседания, при этом должна быть сделана отметка в протоколе об использовании технических средств записи заседания комиссии.
Административный регламент ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства не детализирует рассматриваемые законоположения, в связи с чем представляется уместным обращение к п. 2.9 утративших силу Правил 2005 г. рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, согласно которому в протоколе заседания комиссии указываются:
год, месяц, число и место проведения заседания комиссии;
наименование и номер дела;
наименование антимонопольного органа, рассматривающего дело;
состав комиссии;
сведения о явке лиц, участвующих в деле, а также сведения о представленных комиссии и предъявленных для обозрения документов, удостоверяющих личность и подтверждающих надлежащие полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей;
сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей;
устные и письменные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;
возражения лиц, участвующих в деле, против заявлений, ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения экспертов по данным ими заключениям; сведения о действиях по исследованию доказательств, проведенных на заседании комиссии;
дата составления протокола;
иные сведения.
Там же устанавливалось, что протокол заседания комиссии оформляется в течение трех рабочих дней со дня проведения заседания комиссии, протокол заседания комиссии подписывается председателем Комиссии и специалистом, который вел протокол заседания комиссии.
3. В части 3 комментируемой статьи определен перечень действий, осуществляемых председателем комиссии в рамках организации проведения заседания комиссии. Так, председатель комиссии:
1) открывает заседание комиссии;
2) объявляет состав комиссии;
3) объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, проверяет явку на заседание комиссии лиц, участвующих в деле, проверяет их полномочия, устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся на заседание, и имеются ли сведения о причинах их неявки;
4) выясняет вопрос о возможности рассмотрения дела;
5) разъясняет лицам, участвующим в деле, их права, определяет последовательность совершения действий при рассмотрении дела;
6) руководит заседанием комиссии, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле;
7) принимает меры по обеспечению на заседании комиссии надлежащего порядка.
В этих положениях прослеживаются явные аналогии с положениями ч. 2 ст. 153 АПК РФ, определяющими действия, которые осуществляются судьей, а при коллегиальном рассмотрении дела председательствующим в судебном заседании. Административный же регламент ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, обобщая положения ч. 3 комментируемой статьи, указывает лишь следующее (п. 3.38):
заседание комиссии открывает председатель комиссии, который объявляет состав комиссии и какое дело подлежит рассмотрению;
председатель комиссии руководит заседанием комиссии, обеспечивая условия для полного, всестороннего исследования доказательств и обстоятельств дела.
Как видно, в названном Административном регламенте использована аналогия с нормой ч. 2 ст. 156 ГПК РФ, в которой предусмотрено, что председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела. В этой связи представляется уместной аналогия и с другими положениями указанной процессуальной нормы, а именно:
председательствующий устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу;
в случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания; председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.
4. Часть 4 комментируемой статьи по аналогии с нормами ст. 162 АПК РФ об исследовании арбитражным судом доказательств определены действия комиссии по исследованию доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Положения ч. 4 комментируемой статьи в Административном регламенте ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства воспроизведены практически без изменения. Так, согласно п. 3.39 названного документа на заседании комиссии:
заслушиваются лица, участвующие в деле;
заслушиваются и обсуждаются ходатайства, принимаются по ним решения;
исследуются доказательства;
заслушиваются мнения и пояснения лиц, участвующих в деле, относительно доказательств, представленных лицами, участвующими в деле;
заслушиваются и обсуждаются мнения экспертов, привлеченных для дачи заключений;
заслушиваются лица, располагающие сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела;
по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе комиссии обсуждаются вопросы об основаниях и о необходимости объявления перерыва в заседании, об отложении, о приостановлении рассмотрения дела в соответствии со ст. 46 и 47 комментируемого Закона.
5. В части 5 комментируемой статьи указано на два полномочия, предоставляемые комиссии при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства:
1) запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела. Этому праву корреспондирует закрепленная в ст. 25 комментируемого Закона обязанность указанных лиц и органов по представлению информации в антимонопольный орган (см. указанную статью и комментарий к ней). Следует подчеркнуть, что в ч. 5 комментируемой статьи речь идет о возможности истребования документов, сведений и пояснений только по тем вопросам, которые возникают в ходе рассмотрения дела;
2) привлекать к участию в деле иных лиц. Данное положение детализировано в ч. 4 ст. 42 комментируемого Закона, согласно которой комиссия при рассмотрении дела вправе привлекать экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах. Там же установлено, что о привлечении экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела комиссия выносит определение и направляет им копии такого определения в течение трех дней с момента его вынесения (см. комментарий к указанной статье).
6. Часть 6 комментируемой статьи по аналогии с соответствующими процессуальными нормами, регламентирующими окончание рассмотрения судом дела по существу (ст. 166 АПК РФ, ст. 189 и 191 ГПК РФ), определяет порядок окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства:
после исследования доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства, изложения позиций лиц, участвующих в деле, заключений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, председатель комиссии объявляет об окончании рассмотрения дела и просит лиц, участвующих в деле, и иных лиц удалиться для принятия комиссией решения. Соответственно данной норме в п. 3.40 Административного регламента ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства указано, что комиссия принимает решение по делу после исследования доказательств по делу, изучения позиций лиц, участвующих в деле, заключений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах;
объявление об окончании рассмотрения дела делает председатель комиссии;
комиссия принимает решение по делу в отсутствие лиц, участвующих в деле, и иных лиц, привлеченных к рассмотрению дела.
Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства урегулировано нормами ст. 49 комментируемого Закона. Требования к содержанию и оформлению решения установлены в ч. 2 и 3 ст. 41 данного Закона (см. указанные статьи и комментарии к ним).