Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
1. В комментируемой статье регламентированы такие процедуры, как рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства. Ранее подобное регулирование содержалось в п. 1.7-1.9, 2.1-2.3 утративших силу Правил 2005 г. рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума ВАС России от 17 февраля 2009 г. N 14338/08*(189), на регламентированной комментируемой статьей стадии производства не устанавливаются факт нарушения антимонопольного законодательства и конкретный нарушитель, не выносится обязательное для исполнения предписание; наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого антимонопольным органом принимается соответствующее решение.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий одного месяца. Течение срока рассмотрения заявления, материалов начинается со дня представления (регистрации) заявления, материалов в антимонопольном органе.
В данной норме также предусмотрено, что срок рассмотрения заявления, материалов может быть продлен в связи с необходимостью получения и анализа антимонопольным органом дополнительных доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства; срок рассмотрения заявления, материалов может быть продлен антимонопольным органом не более чем на два месяца; о продлении срока рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган в письменной форме уведомляет заявителя.
Как указано в п. 3.23 Административного регламента ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в случае направления антимонопольным органом заявления, материалов для рассмотрения в другой антимонопольный орган в соответствии с п. 3.5-3.8 данного документа (см. комментарий к ст. 39 Закона) проверку заявления, материалов на предмет установления наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства осуществляет антимонопольный орган, получивший это заявление, материалы; течение срока рассмотрения такого заявления, материалов начинается со дня их регистрации в этом антимонопольном органе.
Согласно п. 3.21 названного Административного регламента при рассмотрении заявления, материалов и изучении сведений и документов антимонопольный орган:
определяет, относится ли к компетенции федерального антимонопольного органа (территориального органа) данное дело;
устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет норму антимонопольного законодательства, которая подлежит применению;
определяет достаточность материалов для возбуждения дела;
определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле;
решает иные вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.
2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено право антимонопольного органа в ходе рассмотрения заявления или материалов запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах. Этому праву корреспондирует закрепленная в ст. 25 комментируемого Закона обязанность указанных лиц и органов по представлению информации в антимонопольный орган (см. указанную статью и комментарий к ней). Согласно п. 3.24 Административного регламента ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, срок представления информации определяется антимонопольным органом, исходя из содержания запрашиваемой информации.
Как предусмотрено в п. 3.25 названного Административного регламента, при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на признаки нарушения ст. 10 комментируемого Закона, антимонопольный орган в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 23 данного Закона устанавливает наличие (отсутствие) доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано такое заявление, материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Процедура установления доминирующего положения определена Административным регламентом ФАС России по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта (см. указанные статьи и комментарии к ним).
Согласно п. 3.26 Административного регламента ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (в ред. приказа ФАС России от 1 июля 2008 г. N 240*(190) при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках. Там же предусмотрено, что проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с приказом ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" и включает в себя:
определение временного интервала исследования товарного рынка;
определение продуктовых границ товарного рынка;
определение географических границ товарного рынка;
определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
определение уровня концентрации товарного рынка;
определение барьеров входа на товарный рынок;
оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
составление итогового документа - аналитического отчета.
3. В части 3 комментируемой статьи установлено, что по результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган обязан принять одно из двух следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
Следует напомнить, что согласно новой, введенной Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ ст. 41.1 комментируемого Закона дело о нарушении антимонопольного законодательства при истечении сроков давности рассмотрения дела не может быть возбуждено, даже при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В пункте 3.28 Административного регламента ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства предусмотрено, что в случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) органа власти антимонопольный орган до возбуждения дела вправе направить в адрес такого органа рекомендации по устранению нарушений антимонопольного законодательства с указанием срока устранения.
Данным документом довольно подробно регламентирована процедура определения наличие или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства. В частности, в п. 3.29 предусмотрено следующее:
наличие (отсутствие) признаков нарушения антимонопольного законодательства устанавливается ответственным структурным подразделением, у которого на рассмотрении находится заявление, материалы. В случае установления признаков нарушения антимонопольного законодательства ответственное структурное подразделение осуществляет подготовку докладной записки, которая вместе с заявлением, материалами и иными документами, указывающими на факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, подлежит внутриведомственной правовой экспертизе. Результатам проведения указанной экспертизы является заключение;
при подготовке заключения определяется:
наличие основания для возбуждения дела;
правильность отнесения данного дела к компетенции ФАС России;
правильность установления признаков нарушения антимонопольного законодательства и определения нормы антимонопольного законодательства, которая подлежит применению;
правильность определения круга лиц, подлежащих привлечению к участию в деле;
достаточность материалов для возбуждения дела.
При подготовке заключения также решаются иные вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела;
по результатам правовой экспертизы докладная записка может быть возвращена в ответственное структурное подразделение на доработку и проведение соответствующих мероприятий по следующим основаниям:
в случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства;
в случае отсутствия в представленных материалах анализа состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, если его проведение необходимо для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства;
в случае целесообразности рассмотрения конкретного дела иным антимонопольным органом, если рассмотрение этого дела входит в его компетенцию, заявление, материалы и иные документы по такому делу могут быть направлены в соответствующий антимонопольный орган (с учетом положений п. 3.5, 3.7, 3.8 названного Административного регламента). О направлении заявления, материалов на рассмотрение в другой антимонопольный орган заявитель уведомляется в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения;
в случае, когда рассмотрение заявления, материалов не входит в компетенцию антимонопольного органа, при наличии в них сведений и документов, на основании которых можно сделать вывод о наличии признаков нарушения законодательства РФ, заявление, материалы и прилагаемые к ним документы направляются в правоохранительные органы. Если рассмотрение заявления, материалов входит в компетенцию антимонопольного органа, при наличии в них сведений и документов, на основании которых можно сделать вывод о наличии признаков нарушения законодательства РФ, в правоохранительные органы направляются копии заявления, материалов и прилагаемых к ним документов. О направлении заявления, материалов на рассмотрение в другой антимонопольный орган заявитель уведомляется в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Названным Административным регламентом также предусмотрено следующее:
при получении положительного заключения ответственное структурное подразделение осуществляет подготовку проекта приказа антимонопольного органа о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Указанный проект приказа с приложением докладной записки, заключения и документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства, направляется руководителю антимонопольного органа для принятия одного из решений, указанных в ч. 3 комментируемой статьи (п. 3.30);
при получении отрицательного заключения, указывающего на неподтверждение наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, ответственное структурное подразделение осуществляет подготовку ответа заявителю, содержащего мотивированный отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, который направляется руководителю антимонопольного органа вместе с докладной запиской, заявлением (материалами), иными документами, указывающими на факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, и заключением (п. 3.31);
руководитель антимонопольного органа принимает решение в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, указанных в п. 3.30 Административного регламента. Руководитель антимонопольного органа также может принять решение о возвращении документов в ответственное структурное подразделение на доработку, которое оформляется резолюцией, содержащей соответствующее поручение (п. 3.32).
4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи в случае принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган издает приказ о возбуждении дела и создании комиссии. В данной норме также предусмотрено, что копия такого приказа в течение трех дней со дня его издания направляется заявителю и ответчику по делу. Требования к формированию комиссии и назначению ее председателя установлены в ст. 40 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней). Форма приказа о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приведена в приложении N 1 к приказу ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства". В части 3 ст. 47.1 данного Закона предусмотрено, что при объединении или разделении дел о нарушении антимонопольного законодательства состав комиссии по рассмотрению объединенных или выделенных дел определяется приказом антимонопольного органа (см. комментарий к указанной статье).
5. В части 5 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае принятия решения об отказе в возбуждении дела антимонопольный орган направляет заявителю данное решение в срок, установленный ч. 1 данной статьи. При этом установлено, что антимонопольный орган обязан указать мотивы принятия такого решения. Иначе говоря, установлено требование о том, что решение об отказе в возбуждении дела должно быть мотивировано.
6. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи председатель комиссии в срок, не превышающий 15 дней со дня издания приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании комиссии, выносит определение о назначении дела к рассмотрению. Как говорилось в комментарии к ст. 41 Закона, это единственный случай, предусмотренный комментируемой главой, в котором определение выносится председателем комиссии, во всех иных случаях определения выносятся комиссией в целом. Форма определения о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению приведена в приложении N 2 к приказу ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
В части 6 комментируемой статьи предусмотрено, что председатель комиссии направляет копии определения о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению лицам, участвующим в деле. Согласно п. 3.35 Административного регламента ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства копии указанного определения направляются лицам, участвующим в деле, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня вынесения такого определения.