Поиск по сайту :

 
НАВИГАЦИЯ  



Финансовые рынки



Популярные статьи
 


» Юридическая энциклопедия » Инвестиционные фонды как форма коллективного инвестирования




Инвестиционные фонды как форма коллективного инвестирования

 

Инвестиционные фонды как форма коллективного инвестирования

В России в настоящее время идет активное формирование фондового рынка. Фондовый рынок - это прежде всего сфера финансовых инвестиций, где получение дохода предполагается не от результатов работы и реализованной продукции, произведенной, например, субъектами хозяйственной деятельности за счет прямых вложений в их развитие, а за счет разницы котировок ценных бумаг тех же хозяйствующих субъектов в процессе их обращения.
По оценкам некоторых экспертов, на руках у населения в Российской Федерации находится от 30 до 40 млрд. долларов свободных средств. Кроме того, при отсутствии возможности безопасного размещения капитала внутри страны от 10 до 50 млрд. долларов в год вывозится за границу <*>.
--------------------------------
<*> Бычков А.П. Мировой рынок ценных бумаг: Институты, инструменты, инфраструктура. М.: Диалог-МГУ, 1998. С. 131.

При скудности ресурсов нашей экономики кажется неразумным не использовать все возможные законные средства, чтобы заставить эти деньги "работать" для развития экономики и подъема благосостояния населения.
Представляется очевидным, что все основные элементы рынка коллективных инвестиций, главным из которых является коллективный инвестор, на сегодняшний день уже сложились.
Раскрывая содержание инвестиционной деятельности, следует отметить, что она может быть одним из видов предпринимательства.
Отличительные черты инвестиционной деятельности и ее участников:
- обладание материальными и нематериальными ценностями на определенном правовом основании (титуле);
- самостоятельность и инициатива при принятии решения об их вложении в объекты предпринимательской деятельности и иных видов деятельности;
- придание вкладываемым ценностям статуса инвестиций.
Субъектами инвестиционной деятельности могут быть российские физические и юридические лица, иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, а также государства и международные организации.
Регламентируя правовые формы, опосредующие движение капитала (т.е. создавая условия для реализации имущества именно как капитала, способного приносить доход), государство изначально должно обеспечить правовые условия, которые гарантировали бы обладателю имущества, во-первых, возвратность первоначально авансированного капитала, а во-вторых, возможность реализации его (капитала) потребительной стоимости, т.е. получения дохода. Потребительная стоимость ссужаемых денег - это их способность функционировать в качестве капитала и в качестве такового производить при средних условиях среднюю прибыль.
В противном случае владелец имущества (денежных средств), отказавшись от инвестирования, просто останется обладателем имущества (сокровищ), не трансформировавшись в капиталиста, создающего потребительную стоимость ради получения прибавочного продукта <*>.
--------------------------------
<*> Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: ГОРОДЕЦ, 2003. С. 16 - 18.

Под коллективными инвесторами понимают финансовые институты, привлекающие денежные средства для объединения их в единый денежный пул с последующим размещением на рынке ценных бумаг и (или) инвестированием в объекты недвижимости.
Финансовый рынок России в настоящее время включает следующих коллективных инвесторов:
- страховые компании;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды (паевые и акционерные);
- кредитные союзы;
- общества взаимного страхования.
Каждый из указанных видов коллективных инвесторов характеризуется спецификой жизнеобеспечивающей инфраструктуры, методов и способов работы с привлеченными средствами клиентов, используемой технологией продаж, а также составом потенциальных клиентов. Инфраструктура коллективного инвестора подчинена цели эффективного управления аккумулированными ресурсами и, как правило, состоит из управляющей компании, депозитария, регистратора, независимого оценщика и аудитора.
Как отмечают Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина, предоставлением услуг в сфере портфельных инвестиций занимаются две категории участников. Первая категория включает в себя так называемых "институциональных инвесторов", т.е. лиц, которые в силу специфики своей деятельности осуществляют аккумулирование денежных средств. К числу таких институциональных инвесторов, в частности, следует отнести: паевые и иные инвестиционные фонды, пенсионные фонды. Особое место в этом ряду занимают банки. Помимо функций трансформации денежных средств в денежный капитал банки выполняют функции по предоставлению услуг инфраструктуры рынка (например, депозитарного учета, клиринговых центров). Вторая категория включает в себя прежде всего значительное число брокерских и иных посреднических фирм.
Наличие инфраструктуры рынка, т.е. системы специализированных организаций, уполномоченных на основании лицензий предоставлять определенные виды профессиональных услуг, обеспечивающих эмиссию, размещение и обращение эмиссионных ценных бумаг, является необходимым условием осуществления портфельных инвестиций <*>.
--------------------------------
<*> Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование инвестиций. Учебное пособие. Часть 2. М., 2002. С. 16 - 21.

Потребность в эффективном размещении ценных бумаг делает необходимым появление на рынке предпринимателей, деятельность которых направлена прежде всего на обслуживание потребностей портфельных инвесторов.
В сфере портфельного инвестирования складываются правоотношения, возникающие между частным лицом-инвестором и реципиентом инвестиций, заинтересованным в создании условий для привлечения эмитентами средств индивидуальных инвесторов. С правовой точки зрения влияние государства на инвестиционный процесс в данном случае означает создание определенных правовых условий (гарантий) участникам инвестиционных отношений, которые независимо от субъективных причин всегда стимулировали бы инвестирование в ценные бумаги. Инвестиционные отношения - это прежде всего отношения собственников <*>. Создаваемые государством условия должны, с одной стороны, не мешать эмитентам привлекать инвесторов, а с другой - обеспечивать инвесторам возможность разумного обоснованного выбора при принятии решения об осуществлении инвестирования.
--------------------------------
<*> Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992. С. 21.

Портфельные инвестиции характеризуются тем, что инвестор размещает свои свободные денежные средства не непосредственно в производство (как это делает прямой инвестор), а опосредованно, путем приобретения пакета ценных бумаг.
При этом портфельного инвестора интересуют не столько перспективы развития производства, сколько доход, получаемый им в виде дивидендов, либо в виде купонного дохода по облигациям, либо как разница между ценой покупки и продажи ценных бумаг.
На сегодняшний день можно сказать, что в России уже сформирована система нормативных актов, регулирующих коллективное инвестирование, в рамках которого функционируют инвестиционные фонды, являющиеся основной организационно-правовой формой аккумуляции денежных средств мелких инвесторов.
Эта система регулирования в начале 90-х гг. прошлого века строилась не на законах, а на указах Президента РФ, а основной ее массив составляли ведомственные правовые акты ФКЦБ, некоторые из которых продолжают действовать до сих пор.
Развитие форм коллективного инвестирования изначально увязывалось с приватизацией государственной собственности. Примечательно, что одной из конечных задач приватизации являлось построение фондового рынка.
Поспешность подготовки государственных предприятий к приватизации не позволила осуществить адекватную оценку стоимости приватизируемого имущества. В соответствии с Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" были утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации. Согласно Временным указаниям "оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, проводимой в соответствии с Основными положениями по инвентаризации основных средств товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов (утвержденными письмом Министерства финансов от 30 декабря 1982 г. с последующими изменениями и дополнениями)".
Согласно п. 3.1 Временных указаний определение стоимости основных средств осуществлялось по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной стоимости на величину износа. Иными словами, оценка приватизируемого имущества осуществлялась не на основании рыночной стоимости имущества и не независимым оценщиком, а на основании балансовой стоимости предприятия. Такой подход неизбежно приводил к существенной недооценке приватизируемых предприятий, отмеченной как западными, так и отечественными экспертами.
Одной из особенностей приватизации в России было противоборство на начальном ее этапе двух ветвей власти: законодательной - Верховного Совета - и исполнительной - Президента. В итоге такого противостояния возникла ситуация, когда, с одной стороны, в стране был принят и введен в действие Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г. <*>, а с другой стороны, практическая реализация приватизации осуществлялась на основании указов Президента РФ. Объяснением такому подходу служили ссылки на консервативность Верховного Совета и медленные темпы его работы. В итоге в качестве базового механизма для осуществления приватизации был избран механизм так называемой ваучерной приватизации.
--------------------------------
<*> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 27. Ст. 927. Данный Закон был признан утратившим силу на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3595.

Ваучерная модель приватизации была введена в действие Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" <*>. Помимо введения института приватизационных чеков Указ N 914 предусматривал, что "приватизационный чек является государственной ценной бумагой целевого назначения и имеет номинальную стоимость в рублях. Приватизационный чек является ценной бумагой на предъявителя" (п. 3). При этом согласно п. 2 Указа приватизационные чеки могли покупаться и продаваться без ограничений. Приватизационный чек использовался в качестве платежного средства при приобретении объектов приватизации, а также акций специализированных инвестиционных фондов. Право на получение чека имели все граждане России, проживающие на ее территории на день вступления в силу Указа, т.е. на 24 августа 1992 г.
--------------------------------
<*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 501.

Системе коллективного инвестирования отводилась роль инструмента приватизации. Так, Указом Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" <*> были утверждены Положения о специализированных инвестиционных фондах приватизации, которые должны были аккумулировать приватизационные чеки граждан, а также Примерный устав фонда. Данный нормативный акт был направлен на формирование так называемых ЧИФов - чековых инвестиционных фондов, призванных стать посредниками между гражданами - обладателями ваучеров и приватизируемыми предприятиями. Отсутствие прозрачности в работе самих ЧИФов, а также в организации фондового рынка привело к тому, что большинство чековых фондов не смогли выжить в условиях финансового рынка периода экономических преобразований. Создав видимость участия широких слоев населения в приватизации, ЧИФы выполнили свою задачу к середине 1995 г.
--------------------------------
<*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 1155.

Указ Президента РФ от 26 июля 1995 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" был направлен на трансформацию ЧИФов в паевые инвестиционные фонды (ПИФы) <*>. Данный Указ предусматривал, что инвестиционная деятельность в Российской Федерации может осуществляться путем приобретения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 3097.

До 1 января 1999 г. в России существовало два вида акционерных инвестиционных фондов:
1) чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), занимавшиеся сбором приватизационных чеков у населения для последующего вложения их в акции приватизированных предприятий;
2) инвестиционные фонды, реализующие свои акции исключительно за деньги.
ПИФы могли быть открытыми или интервальными. ПИФ признается открытым, если управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, установленный правилами ПИФа, но не превышающий 15 рабочих дней с даты предъявления требования. Интервальным паевой инвестиционный фонд признается, если управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, установленный правилами ПИФа, но не реже одного раза в год.
Для подавляющего большинства российских граждан фондовый рынок ценных бумаг для накопления и сбережения средств был и остается практически недоступным. При всех своих достоинствах, в числе которых возможность приносить значительные доходы инвесторам, этот рынок требует профессионализма, значительных затрат времени и денежных средств, постоянной работы с информацией о рынке при условии наличия доступа к такой информации, а также умения прогнозировать ситуацию.
В ПИФе небольшие средства мелких вкладчиков объединяются в крупные суммы и передаются специалистам управляющей компании. При грамотном управлении имуществом ПИФа стоимость активов фонда растет, соответственно растет и стоимость пая (в противном случае - снижается). Продав пай по новой цене, инвестор получает доход или терпит убыток. Управляющая компания на свои нужды удерживает лишь несколько процентов от стоимости активов, все остальное принадлежит инвесторам.
Другим явлением, сопровождавшим массовую приватизацию, стало появление на рынке огромного количества финансовых компаний - "мыльных пузырей", типа "Хопер-Инвест", "МММ", "Нефть-Алмаз-Инвест" и т.п. Внешне их деятельность была похожа на деятельность инвестиционных фондов, однако по существу предлагаемые подобными компаниями услуги инвестиционными не являлись: принимая денежные средства от населения, они не ставили перед собой задачи последующего размещения полученных денежных средств в производительный капитал посредством размещения их в ценные бумаги производственных предприятий.
Как отмечают Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина, компании типа "Хопер-Инвест" выполняли роль "откачки" средств национальных инвесторов перед началом приватизации <*>. Итогом стала утрата доверия индивидуальных инвесторов к вложению средств в инструменты финансового рынка и, как следствие, отсутствие стимулов для развития инфраструктуры рынка.
--------------------------------
<*> Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Указ. соч. С. 8 - 11.

Начало преобразованиям в этой сфере положил Указ Президента РФ от 23 февраля 1998 г. N 193 "О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов" <*>. Согласно этому Указу ЧИФы должны были преобразоваться в паевые инвестиционные фонды, либо в инвестиционные фонды, либо остаться открытыми акционерными обществами и исключить из своих наименований слова "чековый инвестиционный фонд".
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1097.

По данным на 2000 г., было преобразовано 478 из 691 чекового инвестиционного фонда, числившегося в реестре Госкомимущества России. Так, фонды "ЛУКойл" и "Альфа-Капитал" преобразованы в паевые, а "Первый Ваучерный", "Защита" и "Детство" - в акционерные инвестиционные фонды. От инвестиционной деятельности отказались 434 ЧИФа; они были преобразованы в акционерные общества. Лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг получил 41 чековый инвестиционный фонд. Из их числа на основании упомянутого Указа Президента РФ преобразовано было 12 ЧИФов (по оставшимся 29 фондам данные отсутствуют) <*>.
--------------------------------
<*> Савицкий К.Л., Перцев А.П., Капитан М.Е. Инструментарий инвестора. М.: Инфра-М, 2000. С. 9, 10.

На следующем этапе формирования российского законодательства был принят ряд нормативных актов, в частности Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) <*> и Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <**>. Ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными фондами по задуманной схеме, должны были обращаться по несколько иным правилам, нежели предусмотренные для обращения эмиссионных ценных бумаг в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
<**> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

Первый шаг к объединению систем обращения эмиссионных ценных бумаг и ценных бумаг, выпускаемых в связи с реализацией схем коллективного инвестирования, был сделан на стадии разработки законопроекта о паевых инвестиционных фондах. В проект были включены положения, касающиеся акционерных инвестиционных фондов, а сам законопроект трансформировался в проект закона об инвестиционных фондах. Как известно, ценными бумагами, выпускаемыми акционерными инвестиционными фондами, являются акции, уже по определению являющиеся эмиссионными ценными бумагами со всеми вытекающими правовыми последствиями.
Внесение в конце 2002 г. изменений и дополнений в Закон о рынке ценных бумаг <*> позволило включить ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными фондами, в систему организованного рынка ценных бумаг. Это стало возможным благодаря расширению предмета регулирования Закона о рынке ценных бумаг путем внесения в ст. 1 Закона положения, распространяющего действие Закона на отношения, возникающие при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами. Ряд положений Закона, например ст. 13, были дополнены уточнениями, касающимися инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. В частности, фондовая биржа получила полномочия на совершение сделок с ценными бумагами, в том числе с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов. Тем самым статус инвестиционных паев практически приравнен к статусу эмиссионных ценных бумаг.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 52 (часть 2). Ст. 5141.

В вопросах, связанных с регулированием функционирования инвестиционных фондов, особое значение имеет Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <*>, так как схемы коллективного инвестирования, а именно инвестиционные фонды, в настоящее время получают свое развитие в качестве автономной надстройки над рынком эмиссионных ценных бумаг, подчиняющимся собственному регулированию.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон об инвестиционных фондах) <*>, вступившим в силу с 3 декабря 2001 г., на законодательном уровне был введен в оборот новый тип ценной бумаги - инвестиционный пай. Как уже было отмечено ранее, к моменту принятия и вступления в силу данного Закона в России была сформирована самостоятельная система подзаконных нормативных актов, регулирующих формы коллективного инвестирования, и в этих функционировали первые инвестиционные фонды.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.

Указанный Закон определяет два вида инвестиционных фондов: акционерный и паевой. Акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций (п. 1 ст. 4 Закона об инвестиционных фондах). В соответствии со ст. 10 Закона паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем доверительного управления с условием объединения данного имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, а также из имущества, полученного в процессе доверительного управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. В этой же статье определено, что паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
Таким образом, паевой инвестиционный фонд является неким имущественным образованием, управление которым осуществляет компания - доверительный управляющий.
Паевой инвестиционный фонд - форма коллективного инвестирования, при которой средства вкладчиков инвестируются профессиональным управляющим в ценные бумаги, недвижимость и права на нее с целью получения прироста на вложенный капитал. Все инвестиции осуществляются в точном соответствии с правилами и проспектом эмиссии фонда. За рубежом аналоги отечественных ПИФов называют взаимными фондами.
В пункте 2 ст. 14 Закона об инвестиционных фондах законодатель предусмотрел, что права, удостоверенные инвестиционным паем, фиксируются в бездокументарной форме. Следовательно, законодатель определил, что инвестиционный пай является бездокументарной ценной бумагой.
Закон об инвестиционных фондах достаточно подробно регламентирует оборот инвестиционных паев, а в некоторых случаях определяет порядок регулирования такого оборота.
Согласно ст. 1 Закона об инвестиционных фондах инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
Анализ положений данного абзаца позволяет построить систему источников права, регламентирующих деятельность инвестиционных фондов на территории РФ, исключая другие источники. Прежде всего это законы и нормативные акты, разработанные на основе законов, которые не будут связаны с регулированием инвестиционных фондов. Таким образом, образования, учрежденные в соответствии с законами и правовыми актами, будут находиться вне предмета регулирования Закона об инвестиционных фондах. К их числу следует отнести, в частности:
- фонды, являющиеся формой организации некоммерческих организаций;
- негосударственные пенсионные фонды.
Статья 118 ГК РФ определяет фонд следующим образом: "Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели". Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) также содержит положения весьма общего характера, касающиеся так называемых фондов (ст. 7). Согласно данной статье фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду, становится его собственностью <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Используемая в ГК РФ и Законе о некоммерческих организациях категория, обозначающая организационно-правовую форму некоммерческой организации, не имеет непосредственного отношения ни к формам инвестирования капитала, ни к деятельности инвестиционных фондов.
Появившийся после принятия ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" устанавливает еще одну организационно-правовую форму фондов. Согласно ст. 2 этого Закона негосударственный пенсионный фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем".
Возвращаясь к Закону об инвестиционных фондах, нужно отметить, что в предмет регулирования данного Закона попадают две категории фондов: акционерный инвестиционный фонд (глава 2 Закона) и паевой инвестиционный фонд (глава 3 Закона).
Закон классифицирует ПИФы на следующие категории:
- интервальный паевой инвестиционный фонд;
- открытый паевой инвестиционный фонд;
- закрытый паевой инвестиционный фонд.
Кроме того, инвестиционные фонды могут быть классифицированы по следующим основаниям. В зависимости от цели деятельности: коммерческие и некоммерческие. К некоммерческим можно отнести благотворительные фонды согласно Закону о некоммерческих организациях, негосударственный пенсионный фонд; к коммерческим - ПИФы.
Следующее основание классификации - наличие обособленного имущества, права юридического лица. Если к первой группе можно отнести благотворительные фонды, то ПИФы не имеют обособленного имущества, так как их имущество составляет обособленный имущественный комплекс, который формируется за счет объединения имущественных взносов (имущества) лиц - учредителей паевого инвестиционного фонда.
Еще одним критерием классификации может служить наличие прав юридического лица. Если благотворительный фонд, негосударственный пенсионный фонд обладает правами юридического лица, то ПИФ не является таковым.
В заключение хотелось бы выделить следующие преимущества инвестиционных фондов как одного из видов инвестиционной деятельности.
Диверсификация рисков. Обладание акциями только одной компании сопряжено со значительным риском: если дела у такой компании пойдут плохо и она обанкротится, инвестор потеряет все. Формирование инвестиционного портфеля, т.е. вложение средств в акции нескольких компаний, обеспечивает распределение (диверсификацию) риска. Ухудшение положения какой-либо одной компании не столь катастрофически отражается на состоянии хорошо диверсифицированного инвестиционного портфеля. Инвестиционные фонды обычно держат в своих портфелях от десятков до нескольких сотен акций разных компаний. Диверсифицированные портфели хорошо "держатся" даже при падении котировок акций сразу нескольких компаний. Ущерб от убытков покрывается за счет акций других компаний, котировки по которым в тот же самый момент, возможно, выросли.
Профессиональное управление. Инвесторам трудно выбрать акции для формирования инвестиционного портфеля, и во всем мире наблюдается возрастающая тенденция передачи сбережений в управление профессионалам. Фонды управляются квалифицированным персоналом управляющих компаний. Работа управляющих периодически оценивается по объему общей заработанной прибыли. Тех, кто работает недостаточно эффективно, заменяют работниками с более высоким уровнем профессионализма. Персонал управляющих компаний состоит из специалистов, обладающих необходимыми опытом и навыками.
Многоуровневая система защиты инвесторов. Защита инвесторов обеспечивается организационной структурой фонда: независимыми друг от друга управляющей компанией и специализированным депозитарием. Даже в случае банкротства управляющей компании требования кредиторов не могут быть удовлетворены из средств фонда. Сам фонд в этом случае переходит в управление к другой компании. Такая схема дает максимальную защиту пайщикам в случае банкротства управляющей компании.
Ликвидность пая. Паи фондов могут быть куплены и проданы достаточно быстро и просто. Инвестиционные фонды создаются с целью предоставить пайщикам возможность регулярно покупать и продавать инвестиционные паи. Тем самым обеспечивается ликвидность паев, и пайщики могут легко получить стоимость своих паев - вернуть вложения, если им потребуются деньги для иных целей. В большинстве случаев у них более высокий уровень ликвидности, чем индивидуальные инвестиции. Значительные средства могут быть инвестированы или выведены из фонда по текущей на данный момент цене пая с учетом комиссионных за покупку или продажу соответственно. Кроме того, деньги могут быть переброшены с одного рынка на другой (например, из фонда облигаций в фонд акций) за минимальную комиссию или же бесплатно.
Льготное налогообложение. Паевой фонд не является юридическим лицом, а потому не платит налог на прибыль. Таким образом, прирост имущества паевого инвестиционного фонда, в том числе в виде дивидендов и процентов, налогом на прибыль не облагается.
Низкие операционные расходы. При управлении небольшими суммами, объединенными в общий фонд, можно достичь значительного снижения инвестиционных издержек по сравнению с управлением индивидуальными портфелями. Поскольку фонды состоят из больших профессионально управляемых портфелей, то они несут относительно малые издержки по выплате комиссионного вознаграждения по сравнению с индивидуальными инвесторами. Низкие операционные издержки благоприятно сказываются на общем инвестиционном результате.
Государственное регулирование. Деятельность организаций, обслуживающих паевые инвестиционные фонды, лицензируется и регулируется Федеральной службой по финансовым рынкам.
Информационная открытость. По первому требованию владельцев инвестиционных паев фонда управляющая компания и агенты по размещению и выкупу инвестиционных паев представляют исчерпывающую информацию о деятельности фонда:
- правила и проспект эмиссии;
- справку о стоимости чистых активов;
- сведения финансовой отчетности о деятельности управляющего фондом;
- финансовые отчеты управляющего фондом и специализированного депозитария.
По итогам каждого финансового года обязательно публикуется вся бухгалтерская отчетность, а также информация о расходах, возмещаемых за счет имущества фонда, и направлениях инвестирования имущества, составляющего фонд.
Дополнительные услуги. Среди набора дополнительных услуг можно отметить следующие: инвестиционные планы, пенсионные планы и пр. <*>.
--------------------------------
<*> Гинатуллин А.Р. Паевые инвестиционные фонды как форма привлечения инвестиций // Право и экономика. 2001. N 6. С. 17.

Существующее на сегодняшний момент комплексное регулирование деятельности инвестиционных фондов позволяет сказать, что они имеют солидную, тщательно проработанную законодательную базу, с жесткими требованиями максимальной надежности и высокой ликвидности ценных бумаг, составляющих их имущество. Этим в определенной степени объясняется рост популярности данной формы коллективного инвестирования.

 








 
→ Использование материалов jurist-for-you.ru разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на jurist-for-you.ru.
Пользовательское соглашение   |   Обратная Связь   |   RSS 2.0
Copyright © 2005 jurist-for-you.ru. All rights reserved.