Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

1. Обязанность органов публичной власти по оказанию содействия гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды, о котором идет речь в п. 1 комментируемой статьи, означает продолжение формирования системы гарантий права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, то есть совокупности национальных экономических, политических, духовных, нравственных, правовых и иных условий реализации и средств защиты данного блага. В указанной системе гарантий следует выделить две большие группы, от которых зависит реализация экологических прав. В первую группу входят общесоциальные гарантии - политические, экономические и духовные гарантии, а во вторую группу - специальные (юридические) гарантии.
Под политическими гарантиями права каждого на благоприятную окружающую среду следует понимать международную и внутреннюю политику государства в области охраны окружающей среды, деятельность политических партий, общественных и иных некоммерческих объединений экологической направленности, поддержку их со стороны государства.
Экономические гарантии права каждого на благоприятную окружающую среду - это наличие такого уровня социально-экономического развития общества, при котором сведена к минимуму вероятность возникновения социально-экономических факторов, неблагоприятно влияющих на жизнедеятельность гражданина. Например, экономической гарантией, оказывающей содействие реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, является предусмотренное ст. 14 комментируемого закона предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством.
Духовные гарантии права на благоприятную окружающую среду - это наличие в обществе таких гуманитарных, этических и эстетических взглядов на природу, согласно которым природа понимается как важная нематериальная ценность, служащая неотъемлемым условием существования жизни людей, так и иных животных и растительных форм жизни. Решению проблемы повышения эколого-правовой культуры россиян посвящены ст. 71-74 комментируемого закона, которыми провозглашается всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования, а также устанавливается роль государства в этом процессе. Например, в действующем государственном образовательном стандарте для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по специальности "Юриспруденция", Министерством образования Российской Федерации включена в качестве обязательной для изучения дисциплина "экологическое право".
Целями экологического воспитания и образования являются повышение экологической культуры, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний населения в сфере экологии, а также обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов, своевременного выявления и устранения причин антропогенного воздействия на окружающую среду.
Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду обеспечивается не только при помощи общесоциальных гарантий, но и специальными (юридическими) гарантиями, к которым следует отнести систему средств правовой охраны личности.
Юридические гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду - это система государственно-правовых условий и средств их осуществления, к числу которых относятся не только законы и подзаконные акты, но и деятельность различных государственных учреждений, а также органы государства, на которые возложена обязанность обеспечивать реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Возглавляют взаимосвязанную систему юридических гарантий права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду конституционные гарантии, являющиеся основой для всех отраслевых юридических гарантий, к которым следует отнести эколого-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и другие.
Специфика конституционных гарантий состоит в том, что они являются основой для всех иных юридических гарантий рассматриваемого права. В качестве общих конституционных гарантий могут быть признаны положения Конституции, закрепленные в ст. 2, 10, 17, 19, 52 и других статьях. Специфической конституционной гарантией является институт Уполномоченного по правам человека, права и обязанности которого зафиксированы наряду с Конституцией в Федеральном конституционном законе "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. Так, Уполномоченный по правам человека вправе оказать содействие гражданину посредством обращения в суд с заявлением в защиту его конституционного права на благоприятную окружающую среду, нарушенного решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.
Наряду с конституционными нормами и возможностью судебной защиты своих прав, граждане могут защищать свое право на благоприятное качество окружающей среды при помощи отраслевых правовых средств. Наибольшее значение в этом смысле имеют эколого-правовые гарантии, закрепленные в комментируемом законе. В их числе следует выделить такие эколого-правовые гарантии, как осуществление нормирования качества окружающей среды; осуществление государственного и общественного экологического контроля, экологическое страхование и т.д. Данные гарантии регламентируются не только статьями комментируемого закона, но и в иных нормативных правовых актах. Например, экологическое законодательство рассматривает в качестве средства защиты экологических прав и законных интересов граждан государственную и общественную экологические экспертизы, порядок проведения которых регламентируется Законом об экологической экспертизе. Эколого-правовые гарантии могут содержаться и в законах субъектов Российской Федерации. Например, известно, что создание особо охраняемых природных территорий способствует улучшению состояния окружающей среды. Поэтому в ряде субъектов РФ приняты законы об особо охраняемых природных территориях, которыми предусматривается создание дополнительных категорий (по сравнению с предусмотренными федеральным законом) ООПТ регионального и местного значения.
Существующие гражданско-правовые гарантии регулируют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан. Так, ст. 1084-1094 ГК РФ и ст. 77-79 комментируемого закона закрепляют обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями, устанавливают порядок такого возмещения, а также особенности возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей среды. Особенностью возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением является то, что наряду с экономическими потерями учитывается и вред, нанесенный окружающей среде, ведущий зачастую к непоправимому ухудшению ее качества. Вред окружающей среде подлежит возмещению в соответствии со специальными методиками и таксами исчисления ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление надлежащего качества природного объекта.
В числе прочих отраслевых гарантий большое значение принадлежит административно-правовым гарантиям. Их содержание заключается в практическом осуществлении органами государственного и муниципального управления и их должностными лицами следующих юридически значимых действий: выполнение юридических обязанностей по обеспечению реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду; создание надлежащих условий его реализации; наблюдение за его реализацией; охрана данного права; применение санкций в случае его нарушения.
Примером работы данной группы гарантий будет являться оказание содействия со стороны соответствующих должностных лиц гражданам и их объединениям в получении своевременной, полной и достоверной экологически значимой информации, а также в своевременном реагировании на жалобы, заявления и обращения граждан.
2. В целях охраны окружающей среды законодатель предусматривает выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экологических требований в процессе осуществления хозяйственной деятельности на всех стадиях организации производства: при размещении, проектировании и строительстве объектов (доэксплуатационная стадия); при вводе их в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации (послеэксплуатационная стадия), чему посвящена глава VII комментируемого закона.
Комментируемый п. 2 посвящен охране окружающей среды лишь на одной из указанных стадий - стадии размещения объекта. Размещение объекта - это выбор земельного участка для последующего расположения на нем определенного хозяйственного объекта (здания, строения, сооружения), производимый с учетом требований законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также учетом возможных экологических, экономических, демографических и иных последствий деятельности указанного объекта (объектов).
Выбор земельного участка для строительства объекта производится в соответствии с градостроительными регламентами, входящими в состав правил застройки, утверждаемых нормативными актами органов местного самоуправления. Земельные участки из состава государственных или муниципальных земель могут предоставляться для строительства, во-первых, без предварительного согласования мест размещения объектов, и, во-вторых, с предварительным согласованием мест размещения объектов (ст. 30 ЗК РФ).
При размещении объекта обеспечивается выполнение требований в области охраны и восстановления окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации таких объектов.
Комментируемая норма отчасти воспроизводит п. 3 ст. 35 комментируемого закона, утратившего силу, посвященного вопросам учета результатов референдумов при размещении объектов. Сохранение в комментируемой статье аналогичной нормы означает, что референдум как средство учета мнения населения сохраняется, однако на практике более востребованными являются упомянутые в комментируемой статье иные варианты "учета мнения населения". Под ним следует понимать публичные слушания, проводимые в соответствии с требованиями ГрадК РФ и применяемые для обсуждения генеральных планов, правил землепользования и застройки, определяющих перспективные места размещения строительных и иных объектов, равно как и частные случаи строительства (например, публичные слушания проводятся при предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства).
3. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
Предусмотренные п. 3 комментируемой статьи препятствия гражданам и их некоммерческим объединениям в осуществлении их экологически значимой деятельности могут затрагивать различные ее аспекты и повлечь за собой различные последствия, а, соответственно, за их нарушение могут наступать различные неблагоприятные последствия. Наиболее мягким видом воздействия на нарушителей экологического законодательства (при условии, что эти действия нарушают и трудовое законодательство) является наложение мер дисциплинарного воздействия в соответствии со ст. 192-193 ТК РФ. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
При наличии большей общественной опасности деяния, законодательство предусматривает меры административной ответственности. Так, ст. 8.5. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Наиболее же строгое наказание, например, за вышеупомянутый отказ в предоставлении гражданину информации, в том числе о состоянии окружающей среды, предусматривает ст. 140 УК РФ, согласно которой наказанию подлежит неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Данный перечень деяний, препятствующих реализации экологических прав граждан, равно как и мер ответственности, не является исчерпывающим.