Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

1. Законодатель называет нормативы допустимой антропогенной нагрузки в качестве одного из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы предельной допустимой антропогенной нагрузки на природные объекты определяются мерой антропогенного воздействия (с учетом действия природных факторов) на природный объект, при превышении которой происходят нарушения устойчивого состояния экосистемы, ее естественного развития и ухудшение условий использования природного объекта или его части (участка).
Норматив допустимой антропогенной нагрузки является нормативом, определяющим уровень возможного негативного воздействия на окружающую среду на определенной территории еще на стадии планирования определенных видов деятельности (размещение объектов промышленности, энергетики, транспорта, а также иных экологически вредных объектов) с учетом каждого вида антропогенных воздействий и их совокупности. Из этого следует, что деятельность по разработке документов территориального планирования федерального, регионального и муниципального уровня должна осуществляться с учетом данных нормативов, отсутствующих на практике. Это затрудняет расчет экологического воздействия на окружающую среду при планировании долгосрочного социально-экономического развития страны.
Воздействие человека на окружающую среду очень разносторонне и происходит в разных сферах. Хозяйственная деятельность наносит вред окружающей среде; кроме того, человек причиняет вред природе и не осуществляя никакой хозяйственной деятельности (т.е. в процессе жизнедеятельности). Представить функционирование норматива допустимой антропогенной нагрузки можно следующим образом: допустим, на определенной территории планируется строительство трех заводов, проживание 1000 человек и т.д. Однако для данной территории указанное воздействие человека на окружающую среду приведет к нарушению устойчивого состояния экосистемы, ее естественного развития и ухудшению условий использования данной территории. Это и будет означать, что нарушены нормативы предельно допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Допустим, устойчивое состояние экосистемы можно было бы обеспечить при размещении на данной территории только двух заводов.
Такой достаточно простой пример показывает, что разработка и учет показателей ПДН позволит избежать ситуации с возможным превышением емкости окружающей среды (то есть ее способности выдержать совокупную антропогенную нагрузку без нарушения ее экологической функции) при планируемом осуществлении хозяйственной или иной деятельности.
2. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки должны разрабатываться по результатам завершенных, специально проведенных научных исследований, изыскательских и проектных работ. В отдельных случаях, при отсутствии достаточного объема научно-обоснованной информации, при установлении нормативов допускается использование экспертных оценок.
В качестве примера можно рассмотреть работу по установлению нормативов допустимой антропогенной нагрузки на побережье озера Байкал. Эта работа ведется уже порядка трех лет и еще далека от своего завершения. В настоящее время считается, что без ущерба для экологической составляющей этот регион ежедневно могут посещать порядка 100 тысяч человек, но научно обоснованного подтверждения этому пока нет. Первым шагом к установлению таких нормативов стала регистрация фоновых показателей окружающей среды. Кроме того, уже ведутся работы по определению состояния воздуха, растительного и земельного покрова. На основе приведенного примера становится ясно, что процедура разработки допустимой антропогенной нагрузки включает дело трудоемкое и длительное.
Такая процедура включает в себя: сбор и анализ информации об объекте окружающей среды; оценку состояния объекта окружающей среды с учетом гигиенических и экологических требований; характеристику источников воздействия. При этом следует учитывать природные особенности территории; экологическую и санитарную обстановку; устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям и способность их к восстановлению; необходимость целевого использования природного объекта.
3. Следует согласиться с мнением ряда авторов о необходимости скорейшей разработки и применения данной группы нормативов. Пренебрежение данными требованиями влечет за собой серьезные последствия. Нерациональное размещение промышленных предприятий на территории некоторых городов (Кемерово, Уфа, Стерлитамак и ряд других) привело к тяжелым экологическим последствиям окружающую среду и население этих регионов. Нежелание считаться с объективными нормативами нагрузки скота на единицу пастбищных угодий в некоторых регионах Республики Калмыкия стало причиной опустынивания земель.*(43)