Статья 106

Статья 106
Перечень законов, содержащийся в комментируемой статье, относительно невелик, но он охватывает вопросы чрезвычайной важности: бюджетно-финансовые, международных договоров и группу вопросов, связанных с безопасностью государства. Государственная Дума не может принимать такие законы без рассмотрения их в Совете Федерации. Однако если последний не одобрит такой закон, его отказ может быть преодолен 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обязательность рассмотрения в Совете Федерации не означает обязательности одобрения им закона (кроме закона о ратификации или денонсации международного договора, который должен быть принят (одобрен) обеими палатами, - об этом см. ниже).

Подробнее

Статья 105

Статья 105
1. Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, федеральные законы принимаются Государственной Думой. Речь идет не только о порядке принятия федеральных законов, одной из стадий которого является решение Государственной Думы, как традиционно в отечественной юриспруденции интерпретируют нормативное содержание ст. 105. Речь в действительности идет о том, что Государственная Дума, не обладая монополией на нормотворчество, в то же время обладает исключительной прерогативой по принятию собственно федеральных законов. В силу этого именно она занимает доминирующее положение в формировании государственной воли, выражаемой в принимаемых ею федеральных (но не федеральных конституционных) законах.

Подробнее

Статья 104

Статья 104
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет круг субъектов, наделенных конституционным правом законодательной инициативы. При этом Конституция не содержит легального определения законодательной инициативы. Однако из системного истолкования ч. 1 комментируемой статьи - "право законодательной инициативы принадлежит" и ее ч. 2 - "законопроекты вносятся" - следует, что право законодательной инициативы представляет собой право управомоченного на то Конституцией субъекта внести в Государственную Думу законопроект, что порождает обязанность Государственной Думы рассмотреть данный законопроект. Именно этим - обязанностью Государственной Думы в установленных Конституцией и конкретизирующими ее актами формах рассмотреть законопроект - законодательная инициатива указанных в ч. 1 ст. 104 Конституции субъектов отличается от других правотворческих предложений, которые могут вноситься иными органами и лицами.

Подробнее

Статья 103

Статья 103
1. Государственная Дума - часть парламента Российской Федерации. Избираемая непосредственно народом, она является органом народного представительства, обладающим не только законотворческими, но и иными полномочиями, закрепленными, в частности, в комментируемой статье.
При этом адекватная оценка природы этих полномочий требует учета в качестве исходных посылок нескольких обстоятельств. Во-первых, система демократии, как она учреждена Конституцией, не предусматривает иерархии высших федеральных органов власти (например, в форме верховенства парламента или Президента). Во-вторых, Конституция не абсолютизирует принцип разделения властей, напротив, она ориентирует все органы государственной власти, функции которых дополняют друг друга, на согласованное функционирование и взаимодействие. В-третьих, Государственная Дума является способом и формой реализации народом принадлежащей ему власти. В этом последнем случае Госдума, вопреки сложившимся в отечественном конституционализме представлениям, выступает в качестве именно высшего органа государственной власти, решения которого исходят от народа, а сама она занимает (наряду с Президентом и Советом Федерации) центральное место в формировании воли государства.

Подробнее

Статья 102

Статья 102
1. А. Предусмотренное п. "а" полномочие Совета Федерации корреспондирует норме ч. 3 ст. 67 Конституции, согласно которой границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Необходимость утверждения Советом Федерации таких изменений обусловлена тем, что они могут затронуть интересы и самой Федерации, и других ее субъектов, требуется согласование этих интересов.

Подробнее

Статья 101

Статья 101
1. Комментируемая статья посвящена организационным вопросам деятельности палат парламента, в том числе определению их структурных элементов (должностных лиц, органов и др.). В отличие от прежних высших представительных органов РФ - Верховных Советов, Федеральное Собрание не имеет общих для Совета Федерации и Государственной Думы структурных подразделений, в первую очередь - руководящих органов. Это обусловливается разделением компетенции между палатами, их самостоятельностью в принятии решений по подведомственным им вопросам и соответствует мировым традициям парламентаризма.

Подробнее

Статья 100

Статья 100
1. Часть 1 ст. 100 Конституции устанавливает один из основных принципов работы палат парламента - раздельность его заседаний. Раздельность заседаний обуславливает и раздельность принятия ими решений. Наличие данного принципа исходит из различий в предназначении и компетенции палат. Как разъяснил Конституционный Суд в Постановлении от 12.04.1995 N 2-П*(1010), двухпалатность российского парламента, обусловленная федеративным устройством государства, самостоятельность палат во взаимоотношениях между собой обеспечивают систему взвешенного и обоснованного принятия решений Федеральным Собранием.
Раздельная работа палат двухпалатных парламентов, способствующая наиболее плодотворной деятельности палат в рамках их компетенции, является общепринятой в мировой практике. В ряде случаев конституции впрямую устанавливают названный принцип (Норвегия, Швейцария), в иных - исчерпывающим образом перечисляются основания для проведения совместных заседаний палат, тем самым презюмируется обособленность их деятельности (Бразилия).

Подробнее

Статья 99

Статья 99
1. Часть 1 комментируемой статьи формулирует важнейшую характеристику функционирования Федерального Собрания - постоянство его деятельности. Это означает, что на протяжении всего периода работы палаты вправе собираться и принимать решения по вопросам своей компетенции. Постоянство деятельности в равной степени распространяется на обе палаты парламента.

Подробнее

Статья 98

Статья 98
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает одну из важнейших гарантий деятельности парламентариев - неприкосновенность (иммунитет), которая является составным элементом статуса парламентария. Неприкосновенность означает, что в течение срока полномочий парламентарии не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Помимо этого российские парламентарии не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Подробнее

Статья 97

Статья 97
1. Часть 1 ст. 97 устанавливает общие требования к лицам, избираемым депутатами Государственной Думы: наличие гражданства РФ, достижение установленного возраста и обладание активным избирательным правом. Данные цензы являются общераспространенными, но не единственными для обладания правом быть избранным в парламент. В зарубежной практике имеют место такие цензы, как имущественный (обладать недвижимостью - в Канаде), моральный (не состоять на учете в наркологическом диспансере - в Мексике, не быть лишенным родительских прав - в Нидерландах), религиозный (исповедовать ислам - в Иране, не быть служителем церкви - в Великобритании) и др.
Первое требование, которое предъявляется к кандидатам в депутаты Государственной Думы - наличие российского гражданства. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти относится к числу наиболее важных политических прав, которыми обладают только граждане. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть избраны в Федеральное Собрание.

Подробнее