Статья 116

Статья 116
Сложение Правительством своих полномочий происходит перед вновь избранным Президентом. Тем самым положениями Конституции определяется максимальный период, в течение которого может действовать данный состав Правительства, и устанавливаются условия, при которых члены Правительства слагают свои полномочия. Срок функционирования Правительства зависит от сроков полномочий Президента. Вновь избранный Президент должен иметь возможность сформировать свое Правительство. Акт сложения полномочий обязателен и при избрании Президента на второй срок, даже если это Правительство будет работать в том же составе. Сложение полномочий носит безусловный характер и не требует согласия членов Правительства. Ни Конституция, ни Закон о Правительстве РФ не содержат порядка и сроков сложения полномочий Правительства. На практике Правительство слагает полномочия в день вступления в должность вновь избранного Президента.

Подробнее

Статья 115

Статья 115
1. Неотъемлемым атрибутом функционирования Правительства является принятие им правовых актов, как правотворческого, так и правоприменительного характера.
Наличие нормотворчества в деятельности Правительства объясняется потребностью претворения законодательных норм в жизнь. Необходимости в нормотворческой деятельности Правительства не возникает тогда, когда законодательные нормы непосредственно, предметно регламентируют правоотношения. Однако, как правило, нормы закона носят общий характер и требуют дальнейшей конкретизации, которая осуществляется на подзаконном уровне.
Комментируемой статьей устанавливается подзаконный характер актов Правительства и их правовых форм в виде постановлений и распоряжений.
Нормативные акты Правительства, как правило, облекаются в форму постановлений. Решения Правительства по оперативным и другим текущим вопросам принимаются в форме распоряжений.

Подробнее

Статья 114

Статья 114
1. Часть 1 комментируемой статьи раскрывает компетенцию Правительства РФ. Правительство представляет собой орган государственной власти, выполняющий общегосударственные функции, созданный и действующий в рамках Конституции и развивающих ее положения федеральных законов и наделенный самостоятельными компетенционными полномочиями.
Вопрос о компетенции относится к ключевым вопросам юридического статуса органа. Посредством компетенции раскрывается место органа в системе иных органов государственной власти. Следует отметить, что определение и разграничение компетенции между высшими органами государственной власти - одна из главных задач любой конституции, ибо четкое распределение компетенционных полномочий в полной мере способно оградить функционирование ветвей государственной власти от споров, рискующих, порой, поставить под сомнение устойчивое функционирование самого государства.

Подробнее

Статья 113

Статья 113
Данным конституционным положением подчеркивается ключевая роль Председателя Правительства в структуре высшего исполнительного органа, впрямую не закрепляя статус Председателя как главы Правительства.
Исходя из положений Конституции, Закон о Правительстве РФ (ст. 24) характеризует пост Председателя Правительства как руководителя Правительства, наделенного широкими и вполне самостоятельными полномочиями.
Председатель Правительства несет ответственность за то, чтобы было обеспечено выполнение вмененных в обязанность Правительству политических, экономических, культурных и социальных задач, а также в области правопорядка, безопасности и обороны страны. Для этого Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства, организует коллективную работу Правительства; определяет вопросы, подлежащие рассмотрению на заседаниях Правительства или его Президиума, созывает заседания и руководит ими.

Подробнее

Статья 112

Статья 112
1. Комментируемая статья конкретизирует положения п. "д" ст. 83 Конституции, согласно которому Президент по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Поскольку федеральные министры являются руководителями одного из видов федеральных органов исполнительной власти и входят в состав Правительства по должности, первоочередная задача перед формированием Правительства - определить структуру этих органов. Часть 1 комментируемой статьи, по сути, закрепляет данное полномочие за Президентом. Председатель Правительства обязан лишь дать предложения по данной структуре, причем не позднее недельного срока.

Подробнее

Статья 111

Статья 111
1. Данная статья определяет порядок назначения Председателя Правительства, с которого и начинается формирование высшего исполнительного органа государственной власти РФ.
Рассматриваемая часть комментируемой статьи коррелирует с п. "а" ст. 83 и п. "а" ч. 1 ст. 103 Конституции.
В процедурах назначения главы Правительства проявляются элементы смешанной формы правления, сочетающей черты президентской и парламентарной республик: Председатель Правительства назначается Президентом, но с согласия Государственной Думы. Компетенция Государственной Думы в данном вопросе - выражение путем голосования согласия или несогласия. Согласие дается большинством голосов от конституционного числа депутатов данной палаты парламента (не менее 226).

Подробнее

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст.ст. 110 - 117)

Статья 110
1. Часть 1 комментируемой статьи конкретизирует ст. 10 и ч. 1 ст. 11 Конституции, которые устанавливают принцип разделения властей и называют органы государственной власти РФ. Согласно комментируемому тексту органом исполнительной власти, возглавляющим всю систему исполнительной власти в Российской Федерации (см. комментарий к ч. 2 ст. 77), является Правительство РФ*(1027).
Эти положения имеют ключевое значение для определения конституционно-правового статуса Правительства, они получают свою реализацию в контексте других конституционных норм, прежде всего связанных со статусом Президента РФ.

Подробнее

Статья 109

Статья 109
1. Содержание комментируемой статьи несет на себе отпечаток исторического периода, в котором разрабатывалась и принималась действующая Конституция. Авторы проекта осознанно пошли на закрепление особых полномочий главы государства в кризисных ситуациях парламентской системы, предусмотрев определенные гарантии согласованного функционирования и взаимодействия законодательной и исполнительной власти. Тем самым Конституция установила механизм реализации принадлежащей Президенту функции политического резерва, осуществляемой им путем роспуска Государственной Думы (либо отставки Правительства) и преодоления таким образом кризиса в отношениях Государственной Думы и Правительства.

Подробнее

Статья 108

Статья 108
1. Федеральные конституционные законы - новый для отечественной практики вид нормативных правовых актов, учрежденных Конституцией 1993 г. В Конституции определено их место в системе правовых актов и решен вопрос о юридической силе. Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (см. комментарии к ст. 71, ч. 1, 3 и 5 ст. 76). При этом термин "федеральные законы" употребляется в ч. 1 и 3 ст. 76 в собственном, узком смысле, тогда как во многих иных нормах Конституции он используется как общее родовое понятие, включающее и федеральные законы, и федеральные конституционные законы. Так, в указанной ч. 5 ст. 76, трактующей, что законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, речь, естественно, идет и о федеральных конституционных законах.

Подробнее

Статья 107

Статья 107
1. Комментируемая статья посвящена заключительной стадии законодательного процесса - промульгации закона Президентом, которая заключается в официальном провозглашении в установленные Конституцией сроки принятого парламентом закона, его официальном опубликовании, после чего закон приобретает обязательную силу. В процессе реализации этой нормы обнаружилась неопределенность в понимании положений ст. 107 Конституции, касающихся понятия "принятый федеральный закон", процедуры отклонения федерального закона Президентом, а также повторного рассмотрения федерального закона палатами Федерального Собрания в "установленном Конституцией Российской Федерации порядке".

Подробнее