История арбитража в РФ.Новое в деятельности арбитражных судов

арбитраже при Совете Министров СССР”*. После принятия Конституции СССР 1977 года, Арбитраж был признан конституционным органом. Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 года. В п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР “Об арбитражном суде” записано: “Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и организациях”**. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, легализации существования нескольких форм собственности. Разрешение споров прежними способами и методами, применявшимися арбитражами при существовании административно-командной системы, стало невозможным. Арбитражные суды создают гарантии защиты права в равной мере гражданам-предпринимателям и предприятиям, организациям и учреждениям. Принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ, 1части Гражданского кодекса и других основополагающих нормативных актов выявило потребность в разработке и принятии нового Закона “Об арбитражных судах в РФ” и нового Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Данные нормативные акты в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.
 Новое в деятельности арбитражных судов (О Федеральном Конституционном Законе РФ от 1 июля 1995 года) Новый Федеральный Конституционный Закон “Об арбитражных судах в РФ” вступил в силу с 1 июля 1995 года. Таким образом, был сделан большой шаг по совершенствованию судебной системы, в ом числе одной из ее ветвей - арбитражных судов. Существование этой ветви судебной власти в РФ закреплено в статье 127 Конституции РФ, которая гласит: “Высший Арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики”. Необходимо отметить, что особое значение Закона состоит в том, что он является не только федеральным законом, но Федеральным Конституционным Законом, то есть правовым актом, обладающим после Конституции РФ высшей юридической силой. Также в законе установлено, что все арбитражные суды РФ - Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов федерации, являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Такое положение означает, что судьи арбитражных судов округов и субъектов федерации, включая председателей и заместителей председателей данных судов, назначаются на должность в порядке, установленным федеральными законами. Судьи - члены арбитражного суда являются носителями судебной власти. Их статус. Как и статус судей других судов, определяется Законом РФ “О статусе судей в РФ”*. В России все судьи обладают единым статусом и различаются между собой лишь полномочиями и компетенцией (ст. 2 Закона “О статусе судей в РФ”). Внесены изменения в систему арбитражных судов РФ. Они определены практикой работы арбитражных судов**. Теперь ВАС РФ освобожден от рассмотрения множества дел в качестве суда первой инстанции. В этом качестве он будет рассматривать лишь две группы дел:дела о признании недействительными актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Правительства РФ, не носящих нормативного характера, в случае их несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан;экономические споры между Российской федерацией и ее субъектами, а также споры, возникающие между самими субъектами федерации.Все остальные дела по первой инстанции будут рассматриваться арбитражными судами субъектов РФ. Дела в порядке надзора будет рассматривать только одна судебная инстанция - Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.
Страницы: 1 2 3 4 5