комментируемой статьи предусматривает право Банка России обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством РФ

Статья 6
1-2. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает право Банка России обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством РФ, а ч. 2 данной статьи - право Банка России обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды. Подобные положения в Законе 1990 г. о Банке России не содержались, в ч. 5 его ст. 5 лишь указывалось, что Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (см. комментарий к ст. 1 Закона). Разумеется, при этом не приходится говорить о нововведениях. В комментируемой статье по сути говорится о таком одном из сущностных признаков юридического лица, определенных в п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ, как возможность быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 1 ст. 11 части первой ГК РФ, которому защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. В соответствии с п. 2 указанной статьи защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Там же (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ*(43)) предусмотрено, что решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Судебная система России устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"*(44). В соответствии с ч. 3 ст. 4 названного Закона (в ред. Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г. N 3-ФКЗ*(45)): систему федеральных судов общей юрисдикции составляют ВС России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; систему федеральных арбитражных судов составляют ВАС России, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.
Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции установлена в ст. 22 ГПК РФ, в соответствии с ч. 3 которой данные суды рассматривают и разрешают указанные в ч. 1 данной статьи дела за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. В части 4 этой же статьи предусмотрено, что при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции; в случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Подведомственность дел арбитражному суду установлена в ст. 27 АПК РФ, в соответствии с ч. 1 которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ч. 2 указанной статьи арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием России, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В части 4 этой же статьи предусмотрено, что заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории России, регулирует Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"*(46), что и закреплено в п. 1 его ст. 1. Согласно п. 2 указанной статьи в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также - стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. В пункте 3 этой же статьи установлено, что действие названного Закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.
Передача спора на разрешение третейского суда регламентирована ст. 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации": спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения (п. 1); третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением (п. 2); третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска (п. 3); третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом (п. 4).
Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации вместе с Положением о третейских сборах и расходах утверждены приказом Торгово-промышленной палаты РФ от 22 июня 2006 г. N 48.
К международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории России, применяется Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"*(47), что и закреплено в п. 1 его ст. 1. Там же предусмотрено, что ряд положений названного Закона применяется и в тех случаях, когда место арбитража находится за границей. В соответствии с п. 2 указанной статьи в международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории России, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права России.
В приложениях I и II к Закону РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" приведены соответственно Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации вместе с Положением об арбитражных сборах и расходах утвержден приказом Торгово-промышленной палаты РФ от 18 октября 2005 г, N 76, а Регламент Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации вместе с Положением об арбитражных сборах и расходах - приказом Торгово-промышленной палаты РФ от 21 декабря 2006 г. N 93.