Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений

1. В п. 1 комментируемой статьи предложено понимание зеленого фонда как правовой категории в узком смысле. В широком же смысле зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон в границах муниципального образования, выполняющих экологические, оздоровительные, рекреационные, эстетические и иные функции в целях смягчения неблагоприятного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду и поддержание экологического баланса. Под зелеными зонами следует понимать часть территории муниципального образования, занятую совокупностью зеленых насаждений, включая городские леса, древесно-кустарниковые, травянистые и цветочные растения естественного и искусственного происхождения. Однако такое широкое понимание ни федеральным, ни региональным законодателем пока не признано.
Практика правоприменения данной статьи развивается, о чем свидетельствует принятие в ряде субъектов РФ нормативных актов, уточняющих правовой режим использования и охраны зеленого фонда. Так, например, в дополнение к комментируемому закону был принят закон Волгоградской области от 7 декабря 2001 N 640-ОД "О защите зеленых насаждений в населенных пунктах Волгоградской области", определивший, что зеленые насаждения - это древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения в населенных пунктах, кроме городских лесов, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции. К озелененным территориям относятся участки земли, занятые зелеными насаждениями не менее чем на 30 процентов.
Законом города Москва "О защите зеленых насаждений" от 5 мая 1999 г. урегулирован ряд важнейших вопросов по охране зеленых насаждений города Москвы, а также предусмотрены гарантии обеспечения их сохранности, восстановления и приумножения. Данный закон устанавливает основания и порядок получения разрешения на вырубку зеленых насаждений столицы. В числе таких оснований - проведение санитарных рубок и реконструкции зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы; восстановление по заключению органов санитарно - эпидемиологического надзора нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил; ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе ремонта подземных коммуникаций и капитальных инженерных сооружений и ряд других. Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, который выдается на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений, а в городских лесах - органом городского управления, уполномоченным Правительством Москвы.
По функциональному назначению все зеленые насаждения делятся на три группы: общего пользования, ограниченного пользования и специального назначения. К зеленым насаждениям общего пользования относятся: парки культуры и отдыха, гидропарки, дендропарки, лесопарки, сады жилых кварталов и групп домов, скверы, бульвары, набережные. К зеленым насаждениям ограниченного пользования относятся все остальные озелененные территории, расположенные внутри жилой и промышленной зон: в жилых кварталах, на приусадебных участках, на участках больниц, детских учреждений, учебных заведений, спортивных сооружений, а также на территории промышленных предприятий и организаций (исключение составляют парки и скверы предприятий и организаций, открытые для посещения и отдыха населения, относящиеся к зеленым насаждениям общего пользования). К зеленым насаждениям специального назначения относятся защитные узкие полосы зеленых насаждений вдоль автомобильных дорог общего пользования, санитарно-защитные и водоохранные зоны, кладбища, цветоводческие хозяйства.
Содержание (текущий ремонт) зеленых насаждений осуществляется юридическими лицами независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в собственности или ином вещном праве которых они находятся, в том числе с привлечением на договорных началах специализированных хозяйствующих субъектов, в соответствии с нормами действующего законодательства (Жилищного кодекса Российской Федерации, ГК РФ, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и т.д.). Капитальный ремонт зеленых насаждений, являющихся общим имуществом в многоквартирном жилищном фонде, проводится за счет собственников многоквартирного жилищного фонда. В случае недостаточности денежных средств у лиц, в обязанность которых входит осуществление содержания, текущего и (или) капитального ремонта зеленых насаждений, на производство указанных работ орган местного самоуправления вправе в установленном порядке по результатам поступивших обращений выделять дополнительные средства из бюджета на производство указанных работ.
Согласно постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией.
2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Такие мероприятия могут состоять в возложении обязанностей на граждан и юридических лиц (как являющихся собственниками (пользователями, арендаторами) земельных участков, так и не являющихся субъектами земельных правоотношений), а также в осуществлении мероприятий по охране зеленого фонда поселений органами государственной власти и местного самоуправления. В числе таких мероприятий можно выделить запрет строительства и расширения действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения, осуществление муниципального экологического контроля за правильной обрезкой деревьев, недопущением использования соли для очистки улиц от снега муниципальными органами ЖКХ и т.д.
В общем виде охрана зеленого фонда городских и сельских поселений есть система правовых, организационных и экономических мероприятий, осуществляемых с целью создания, сохранения, развития и воспроизводства зеленого фонда, а также нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Территории, находящиеся в составе зеленого фонда, как правило, образуют рекреационные зоны населенного пункта. Так, согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. На таких земельных участках запрещается осуществление сельскохозяйственной деятельности, размещение промышленного производства и т.д.