Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды

1. Данная статья содержит достаточно подробный перечень прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль. Однако следует иметь в виду, что данный перечень может дополняться иными федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, определяющими порядок проведения государственного контроля за определенными видами экологически значимой деятельности.
Рассмотрим основные права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на примере осуществления государственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха. Данная разновидность государственного экологического контроля, как и другие его виды, осуществляются на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. В ст. 27 Закона об охране атмосферного воздуха и Положении о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 31 указано, что они распространяют свое действие как на федеральных, так и региональных государственных инспекторов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха. Такие должностные лица имеют право в установленном порядке:
- беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;
- проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
- направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;
- аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;
- вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
- проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;
- давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе об ограничении, о приостановлении или о прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
- привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
- предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха;
- осуществлять иные не противоречащие законодательству РФ действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.
На федеральном уровне государственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами. В целях конкретизации правил осуществления контроля и обеспечения наибольшей его эффективности был принят Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, утв. Приказом МПР России от 31 октября 2008 г. N 300. Положения данного Административного регламента конкретизируют права и обязанности федеральных государственных инспекторов в области охраны атмосферного воздуха. Исключительными правами должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов в рассматриваемой сфере деятельности являются:
- посещение в целях проверки объектов федерального экологического контроля, в том числе, подлежащих государственной охране, оборонных объектов и объектов гражданской обороны.
- проверка соблюдения стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха на объектах федерального государственного экологического контроля, в том числе, проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов на таких объектов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него; выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха.
- осуществление мер в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по охране атмосферного воздуха.
- соблюдение требований, норм и правил в области охраны атмосферного воздуха при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных производственных объектов и иные права (п. 34 регламента).
2. Наряду с уточнением и дополнением прав должностных лиц в сфере экологического контроля, аналогичной корректировке могут быть подвергнуты и их обязанности. Например, п. 3 ст. 27 Закона об охране атмосферного воздуха, п. 8 Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха установили, что государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:
- иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;
- осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;
- осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
- обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
- взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха;
- обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха.
- информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.
- подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.
Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль на федеральном уровне конкретизированы в п. 35 указанного выше Административного регламента. В соответствии с его положениями, на должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов возложены следующие обязанности:
- предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха;
- разъяснять нарушителям законодательство в области охраны атмосферного воздуха, а также их права и обязанности.
Решения должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, могут быть обжалованы в административном порядке (в вышестоящий орган) либо в судебном порядке.
3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 718 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды)", должностные лица Росприроднадзора, осуществляющие государственный контроль за охраной окружающей среды, являются государственными федеральными инспекторами по должности, в том числе:
а) в центральном аппарате Росприроднадзора:
- руководитель Росприродназора - главным государственным инспектором РФ по охране природы;
- заместители руководителя Росприроднадзора являются заместителями главного государственного инспектора РФ по охране природы;
- начальники управлений, заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов Росприроднадзора, - старшими государственными инспекторами РФ по охране природы;
- федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей Росприроднадзора - государственными инспекторами РФ по охране природы.
б) в территориальных органах Росприроднадзора:
- руководители территориальных органов Росприроднадзора - главными государственными федеральными инспекторами по охране природы в зоне своей деятельности (на территории субъекта РФ);
- заместители руководителей территориальных органов Росприроднадзора - заместителями главного государственного инспектора РФ по охране природы в зоне своей деятельности (на территории субъекта РФ);
- начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов Росприроднадзора - старшими государственными инспекторами по охране природы в зоне своей деятельности (на территории субъекта РФ);
- федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Росприроднадзора - государственными инспекторами РФ по охране природы в зоне своей деятельности (на территории субъекта РФ).
4. Государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченными органами, а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях: проверка исполнения предписаний об устранении ранее выявленного нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды; получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, кроме объектов федерального контроля. Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется законодательством субъектов РФ.
4. В целях защиты физических и юридических лиц при осуществлении государственного экологического контроля законодательством урегулированы вопросы, касающиеся недопущения превышения должностными лицами своих полномочий. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устанавливаются принципы и основные правила проведения проверок и иных действий государственными и муниципальными органами в рамках осуществления ими контрольных функций.
В числе принципов защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении контрольных мероприятий значится презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц, недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю (ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 г.).
Обязательным при проведении плановых проверок по осуществлению различных видов государственного контроля является составление специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти ежегодных планов проверок, доступных для обозрения в сети Интернет. Основным принципом при проведении плановой проверки можно назвать проведение такой проверки не чаще, чем один раз в три года.
Важным является закрепление на законодательном уровне основных прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. К таким правам относятся:
- права при проведении проверки, в том числе, непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от органа государственного контроля информацию, которая относится к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля, включая упущенную выгоду за счет средств соответствующих бюджетов согласно положений действующего законодательства.
Хозяйствующие субъекты, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному контролю, помимо прав, наделены обязанностями. Так, при проведении проверок юридические лица должны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц, а индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить явку уполномоченных представителей. За необоснованные препятствия проведению проверок, уклонение от их проведения или неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля об устранении выявленных нарушений, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.