Особый порядок лицензирования деятельности страховщиков

1. Согласно действующим правилам организации страхового дела в Российской Федерации страховая деятельность в обязательном порядке подлежит лицензированию. Необходимость получения лицензии обусловлена тем, что осуществление страховыми компаниями своей деятельности требует наличия специальных знаний, поэтому государство устанавливает особый порядок допуска организаций к занятию этой деятельностью. Лицензирование (разрешение) страховой деятельности является одним из главных методов формирования и регулирования деятельности страховых компаний.
Однако разрешение (лицензия) выдается не вообще на страховую деятельность как таковую, а лишь на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом установлено наличие страхового интереса. Комментируемый Закон является типичным примером такого рода случаев. Решение о выдаче разрешения (лицензии) страховой организации на осуществление страховой деятельности принимается Федеральной службой страхового надзора, на которую постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 30 возложены функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
В силу прямого законодательного указания решение о выдаче разрешения (лицензии) страховой организации на осуществление обязательного государственного страхования может быть принято только при обязательном соблюдении условия удовлетворения установленным действующим законодательством Российской Федерации требований по защите государственной тайны. Следует оговориться, что законодатель сформировал содержание комментируемой статьи таким образом, что приходится различать две самостоятельные группы условий, связанные:
непосредственно с лицензированием страховой деятельности по осуществлению обязательного государственного страхования;
с допуском страховой организации к деятельности по обязательному государственному страхованию.
Сказанное позволяет отметить, что получение страховщиком в установленном порядке лицензии еще не является основанием для осуществления им деятельности по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Для получения допуска к указанной деятельности страховая организация по смыслу п. 2 комментируемой статьи должна соответствовать следующим условиям:
уставный капитал должен быть сформирован без иностранных инвестиций;
наличие практического опыта работы в области личного страхования не менее одного года;
удовлетворение требованиям финансовой устойчивости, установленным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
Данные требование является специальным и распространяется исключительно на страховые организации, изъявившие желание на участие в осуществлении обязательного государственного страхования, что, в свою очередь, не исключает соблюдение иных условий получения разрешения (лицензии).
2. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) учредительные документы соискателя лицензии;
3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
5) сведения о составе акционеров (участников);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
9) сведения о страховом актуарии;
10) правила страхования по видам страхования с приложением образцов используемых документов;
11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.
Приказом Минфина России от 11 апреля 2006 г. N 60н "Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела" установлены унифицированные требования к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела и представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела. В соответствии с установленными требованиями учредительные документы соискателя лицензии; документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере; документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит, представляются в виде нотариально заверенных копий. Заявление о предоставлении лицензии составляется согласно приложениям 1-3, 3.1 к приказу Минфина России от 11 апреля 2006 г. N 60н. Заявление должно быть подписано руководителем соискателя лицензии либо лицом, уполномоченным в установленном порядке.
Представляемое экономическое обоснование осуществления видов страхования состоит:
а) из бизнес-плана по страхованию и перестрахованию на год или бизнес-плана по перестрахованию на год;
б) из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, расчета соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности, составленными на последнюю отчетную дату.
Документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью. Документы, содержащие два листа и более, кроме того, должны быть прошиты и пронумерованы.
Поскольку комментируемым Законом не конкретизирован перечень документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным требованиям, для получения рассматриваемой лицензии к приказу Минфина России от 11 апреля 2006 г. N 60н будет представление:
заверенной надлежащим образом копии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, действующую на дату подачи заявления о предоставлении лицензии;
сведений о составе акционеров (участников) по форме, соответствующей Положению о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, утв. приказом Минфина России от 11 апреля 2006 г. N 60н.
3. Основания допуска страховой организации к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и процедура его оформления определены положениями Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Согласно ст. 27 указанного Закона допуск страховых организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В целях установления порядка допуска организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" был установлен порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны. Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну и при выполнении следующих условий:
соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;
наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
Оценка готовности выполнения предприятиями требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений, предусматривает проверку:
наличия законодательных и нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранной технической разведке и защите информации от утечки по техническим каналам, утверждаемых Федеральной службой безопасности Российской Федерации, ФСТЭК России, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ с учетом специфики деятельности предприятий;
наличия и качества разработки предприятиями документов, регламентирующих организацию и порядок проведения на предприятиях работ по защите сведений, составляющих государственную тайну;
наличия в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны;
наличия аттестованных объектов информатики (под объектами информатики понимаются автоматизированные системы различного уровня и назначения, системы связи, отображения и размножения вместе с помещениями, в которых они установлены, предназначенные для обработки и передачи секретной информации, а также помещения, предназначенные для ведения секретных переговоров), кроме органов шифровальной службы.
Оценка достаточности количества и уровня квалификации специально подготовленных сотрудников (кроме сотрудников шифровальной службы) по защите государственной тайны и защите информации предусматривает проверку их готовности выполнять следующие виды работ:
определение охраняемых сведений, демаскирующих признаков предприятия и его производственной деятельности;
проведение анализа возможностей технической разведки в отношении предприятий по добыванию сведений, составляющих государственную тайну;
выявление каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну;
разработка мероприятий по защите сведений о предприятии и выпускаемой продукции, составляющих государственную тайну, и оценка их достаточности;
аттестование рабочих мест по всему технологическому циклу разработки, изготовления и испытания продукции, подлежащей защите;
контроль выполнения применяемых мер защиты сведений, составляющих государственную тайну.
Кроме того, в ходе проверки при необходимости оценивается достаточность проводимых предприятиями организационных и технических мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов Российской Федерации и нормативно-методических документов.
Оценка наличия сертифицированных средств защиты информации заключается в проверке прохождения предполагаемыми к использованию средствами защиты информации установленных процедур сертификации на выполнение требований по защите сведений соответствующей степени секретности.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не может быть менее трех и более пяти лет. По просьбе заявителя лицензии могут выдаваться на срок менее трех лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия. В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта. Копии лицензий регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Предприятие может иметь лицензии на несколько видов деятельности.
Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса предприятия, номера его расчетного счета в банке;
вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;
срока действия лицензии;
б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, в случае если копии не заверены нотариусом);
в) копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
г) копии документов, подтверждающих право собственности, право полного хозяйственного ведения и (или) договора аренды на имущество, необходимое для ведения заявленного вида деятельности;
д) справку о постановке на учет в налоговом органе;
е) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.
Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых им сведений. Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления о выдаче лицензии и необходимых для этого документов. В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.
Лицензии оформляются на бланках, имеющих степень защиты, соответствующую степени защиты ценной бумаги на предъявителя. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату, размер которой равен стоимости бланка лицензии.
4. В пункте 2 комментируемой статьи содержится вторая группа условий, содержащая требования к организации деятельности страховой компании, ее финансовой самостоятельности, опыту работы на рынке оказания страховых услуг.
Так, наряду с требованием п. 3 ст. 25 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" о полной оплате уставного капитала страховщиком, размер которого должен быть не ниже установленного законом минимума, минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн руб., и коэффициента, установленного для осуществления страхования жизни и здоровья граждан. В целях получения лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательному государственному страхованию, страховая организация должна сформировать свой уставный капитал без участия иностранных инвестиций. Иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, инвестиции на территории Российской Федерации в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации.
Вторую группу дополнительных требований составляют условия об опыте работы в сфере страхового бизнеса. Страховая компания должна существовать и заниматься личным страхованием не менее 1 года. Принимая во внимание требование п. 5 ст. 4 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" о запрете осуществления страховой деятельности без надлежащим образом оформленной лицензии, отправной точкой для отсчета указанного срока следует считать день выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности. Принятие решения о выдаче лицензии осуществляется Федеральной службой страхового надзора, реализующей свои полномочия через территориальные подразделения, в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, необходимых для ее получения, соискателем лицензии (п. 11 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства; перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности (п. 1 ст. 25 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) включают уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль. Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.
Соблюдение требований к финансовой устойчивости, хотя и является обязательным для всех без исключения страховых организаций, законодатель включает его в число условий допуска страховщика к деятельности по обязательному государственному страхованию. Более детально указанное требование конкретизировано п. 4 ст. 25 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", согласно которому страховщики обязаны соблюдать установленные указанным законом и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.
Страховые резервы формируются для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщика. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат. При страховании жизни страховщики образуют следующие резервы в зависимости от видов страхования:
смерти застрахованного;
дожития до окончания срока страхования или определенного возраста;
выплаты пенсии (ренты, аннуитета) застрахованному в случаях, предусмотренных договором страхования.
Страховые резервы формируются для обеспечения выполнения обязательств страховщика по страховым выплатам (в том числе в виде пенсий, аннуитетов) по заключенным договорам страхования при дожитии застрахованного до определенного договором страхования срока или возраста и (или) смерти застрахованного, если это предусмотрено договором страхования.
До недавних пор действовал утвержденный разъяснениями Росстрахнадзора от 27 декабря 1994 г. N 09/2-16р/02 "О порядке формирования страховщиками страховых резервов по страхованию жизни по результатам деятельности за 1994 год", а в последующем письмом Росстрахнадзора от 5 апреля 1995 г. N 09/2-12р/02 "О резервах по страхованию жизни" порядок формирования страховых резервов. В настоящее время он так и не определен.
Страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования. Размещение средств страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
В свою очередь, приказом Минфина России от 8 августа 2005 г. N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов" установлены требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия (обеспечения) страховых резервов. Для покрытия страховых резервов принимаются следующие виды активов:
1) федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией;
2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
3) муниципальные ценные бумаги;
4) акции;
5) иные облигации;
6) векселя организаций, включая векселя банков;
7) жилищные сертификаты;
8) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;
9) вклады (депозиты) в банках, в том числе удостоверенные депозитными сертификатами;
10) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;
11) недвижимое имущество;
12) доля перестраховщиков в страховых резервах;
13) депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
14) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых агентов;
15) денежная наличность;
16) денежные средства в валюте Российской Федерации на счетах в банках;
17) денежные средства в иностранной валюте на счетах в банках;
18) слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты Российской Федерации из драгоценных металлов;
19) ипотечные ценные бумаги;
20) займы страхователям по договорам страхования жизни.
Общая стоимость активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, должна быть не менее суммарной величины страховых резервов. При расчете структурных соотношений активов и резервов принимается балансовая стоимость активов.
В соответствии с требованиями приказа Минфина России от 2 ноября 2001 г. N 90н "Об утверждении Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств" под нормативным соотношением между активами страховщика и принятыми им страховыми обязательствами понимается величина, в пределах которой страховщик исходя из специфики заключенных договоров и объема принятых страховых обязательств должен обладать собственным капиталом, свободным от любых будущих обязательств, за исключением прав требования учредителей, уменьшенным на величину нематериальных активов и дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли.
Расчет маржи платежеспособности производится на основании данных бухгалтерского учета и отчетности страховщика. Фактический размер маржи платежеспособности страховщика рассчитывается как сумма:
уставного (складочного) капитала;
добавочного капитала;
резервного капитала;
нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет;
уменьшенная на сумму:
непокрытых убытков отчетного года и прошлых лет;
задолженности акционеров (участников) по взносам в уставный (складочный) капитал;
собственных акций, выкупленных у акционеров;
нематериальных активов;
дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли.
Нормативный размер маржи платежеспособности страховщика по страхованию жизни равен произведению 5% резерва по страхованию жизни на поправочный коэффициент. Поправочный коэффициент определяется как отношение резерва по страхованию жизни за минусом доли перестраховщиков в резерве по страхованию жизни к величине указанного резерва. В случае если поправочный коэффициент меньше 0,85, в целях расчета он принимается равным 0,85.
Расчет соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности производится страховщиком ежеквартально. Фактический размер маржи платежеспособности страховщика не должен быть меньше нормативного размера маржи платежеспособности страховщика. Страховщик обязан ежеквартально контролировать соблюдение соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности.
В случае если на конец отчетного года фактический размер маржи платежеспособности страховщика превышает нормативный размер маржи платежеспособности менее чем на 30%, страховщик представляет для согласования в Федеральную службу страхового надзора в составе годовой бухгалтерской отчетности план оздоровления финансового положения. План оздоровления финансового положения должен включать мероприятия, обеспечивающие соблюдение соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности на конец каждого финансового года, в течение которых планируется его реализация.
В плане указываются конкретные мероприятия, способствующие стабилизации финансового положения, с указанием срока проведения мероприятия и суммы дохода (экономии), планируемого к получению от данного мероприятия. К плану оздоровления финансового положения прикладывается расчет планируемого на конец каждого финансового года, в течение которого предполагается реализация плана, соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности. При составлении плана приоритет должен отдаваться мероприятиям, приводящим к оздоровлению финансового положения страховщика в максимально сжатые сроки. В плане оздоровления финансового положения может быть предусмотрено изменение размера уставного капитала, расширение перестраховочных операций, изменение тарифной политики, сокращение дебиторской и кредиторской задолженности, изменение структуры активов, а также применение других способов поддержания платежеспособности, не противоречащих законодательству Российской Федерации. План оздоровления финансового положения, утвержденный руководителем страховой организации, представляется в Федеральную службу страхового надзора в двух экземплярах. В случае если в плане предусмотрено изменение уставного капитала за счет средств учредителей (акционеров), план должен быть согласован с учредителями (указываются дата и номер протокола собрания учредителей). На основе анализа отчетности и представленного плана оздоровления финансового положения Федеральная служба страхового надзора дает страховщику рекомендации по улучшению финансового положения, а также контролирует выполнение мероприятий, предусмотренных планом оздоровления финансового положения.
Статьей 29 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлены требования по публикации страховщиками годовых бухгалтерских балансов организации. Страховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений. Опубликование годовых бухгалтерских отчетов должно осуществляться в средствах массовой информации, в том числе распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика. Сведения об опубликовании сообщаются страховщиком в орган страхового надзора.